Урок литературного чтения на тему «Мир добра и мир зла на примере сказки Г.-Х. Андерсена "Дикие лебеди"»

Разделы: Начальная школа


Базовый учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.. – М. : Вентана-Граф, 2014.; с.155-173
Цель: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни.
Задачи:

  • Образовательные: формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию.
  • Воспитательные: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.
  • Развивающие: развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный метод, ролевая игра, проектирование, беседа, работа с учебником, наглядные методы.

Приёмы реализации исследовательского метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии.

Виды практических работ при использовании исследовательского метода обучения: наблюдение, самостоятельная работа с учебником и рабочими листами, сбор информационного материала из различных источников.

Необходимое оборудование: учебник, толковый словарь, иллюстрации к сказке, выставка книг Г.Х.Андерсена,компьютер, проектор, рабочие листы для групп, музыкальные отрывки, презентация «Биография Андерсена», мультипликационный фильм, цветные карточки .

Структура и ход урока:

Этап урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

I. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта, выделение проблемы в предложенной ситуации.
4 мин. Учитель организует беседу, выявляющую представления детей о сказке.
– Сегодня на уроке нам предстоит провести исследование. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)
– Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.
– Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?
– Почему до сих пор сочиняют сказки? (Ответы детей)
Повторяют систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.
II. Мотивация.
Цель этапа: мотивировать работу учащихся.
2 мин. Учитель организует обсуждение человеческих качеств в сказках.
– Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна)
– Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)
– Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
Взаимодействуют с учителем во время беседы, высказывают мнение по существу поставленного вопроса.
III. Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования.
4 мин. Учитель организует обсуждение содержания текста, подводит к проблемному вопросу.
ПРИТЧА
– Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
– Перед человеком всегда стоит выбор: каким ему быть, как поступить? Два мира борются в нём.
Выделяют существенную информацию из текста.
IV. Постановка темы урока и проблемы исследования.
Цель этапа:
сформулировать проблему исследования и цель урока.
3 мин. Учитель предлагает выдвинуть предположение о теме и цели урока, подводит к проблеме урока.
– На прошлом уроке и дома вы читали сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока? Попробуйте сформулировать её.
ТЕМА: «Мир ДОБРА и МИР ЗЛА на примере сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»»
– Какова же тогда проблема урока?
Проблема: борьба добра и зла.
Цель урока: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни.
Выдвигают предположения о теме, цели, проблеме урока, обосновывают и контролируют правильность ответов других учащихся; принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют и уточняют высказанные мнения.
V. Составление плана исследования.
Цель этапа: составить план исследования.
3 мин. Учитель организует составление плана работы исследования сказки.
– Что должны сделать, чтобы достичь цели урока? (Составить план исследования).
– Каков будет план исследования?
ПЛАН
1. Изучить биографию автора.
2. Выяснить вид сказки.
3. Проанализировать текст сказки и дать характеристику поступкам героев.
4. Составить план сказки.
5. Сделать вывод по результатам исследования.
Составляют план действий для реализации поставленной цели урока.
VI. Интерпретация полученных данных.
Цель этапа: вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.
21 мин. Учитель формирует группы учащихся, направляет деятельность детей, фиксирует ход исследования.
Для реализации плана исследования мы с вами разделились на группы, каждая из которых получает своё задание, выполняет его и представляет полученные результаты исследования.
(Дети работают в группах, звучит спокойная музыка)

Группа «Историки» (Приложение 1)
Группа «Теоретики» (Приложение 2)
Группа «Аналитики» (Приложение 3)
Группа «Художники» (Приложение 4)

Учитель выстраивает выступления таким образом, чтобы сохранялась логика исследования.

Учитель предлагает учащимся побывать в роли журналистов.
Творческое задание для всех групп.
(Каждая группа получает проблемные вопросы по сказке. По каждому из них ребята должны высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.)(Приложение 5)

Используют новое содержание с ранее изученным в условиях совместной деятельности, фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении заданий.

Извлекают и интерпретируют информацию из рабочих листов.

Представляют результаты работы своей группы и анализируют ответы учащихся других групп. Обмениваются информацией, высказывают своё мнение о проблеме.
С помощью ролевой игры обосновывают ответы, используя знание текста и свой жизненный опыт.

VII. Вывод по результатам исследовательской деятельности
Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание.
3 мин. Учитель организует беседу, подводящую учащихся к выводу по результатам исследования.
–Чего в сказке больше: добра или зла?
–Задумайтесь, какие черты характера есть в вас? (Дети анализируют свои поступки: к какому миру принадлежат они? Им очень хочется быть хоть чуточку похожими на главную героиню – Элизу.)
– В сказках Добро всегда побеждает Зло. Всегда ли так бывает в жизни? Вот ещё один вопрос для размышления, ещё одна проблема: почему в жизни часто происходит наоборот? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить.
Вывод: хрупкая девушка Элиза стойко перенесла все испытания злых сил. В сердце Элизы жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла победить зло.
(Показывается фрагмент мультфильма).
Классифицируют полученные результаты исследования с целью их оценки по отношению к теме урока и осознания обоснованности рассматриваемой проблемы.
VIII. Подведение итогов урока
Цель этапа:
– оценить результаты исследования, процесс их получения;
– показать перспективу использования полученных знаний.
2 мин. Учитель организует беседу, выявляющую сформированную жизненную позицию в ходе проведённого исследования.
– Итак, мы подошли к концу нашего исследования по сказке.
– Достиг ли наш урок своей цели? Давайте ещё раз прочитаем её.
Цель урока: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни.
Результатом нашего исследования является книга, в которой собраны все наши исследовательские материалы.
– Можем ли мы с вами сказать, чего больше в сказках и в реальной жизни добра или зла? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели.
IX. Рефлексия
Цель этапа:
выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся.
2 мин. Учитель организует самооценку и взаимооценку работы учащихся.
– Давайте оценим с вами нашу работу на уроке.
– Поднимите красный кружок, если вы считаете, что были активными на уроке. Поднимите синий кружок, кто считает, что был не достаточно активным.
–Давайте оценим работу наших групп. Оценим работу первой, второй и т.д. групп.
– Спасибо всем за работу. Я считаю, что вы заслуживаете самой высокой оценки за работу на уроке.
Оценивают итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.)
X. Домашнее задание 1 мин. Написать по выбору письмо-похвалу Элизе «Ты достойна восхищенья!» или письмо-упрёк мачехе «Любовь приносит красоту, злоба – безобразие» Выбирают задание по желанию.