Игра по станциям по теме «Красная книга Подмосковья». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Подготовительная работа:

  1. Команды придумывают названия и девиз для своей команды;
  2. Подготовка домашнего задания: небольшое сообщение об организациях, занимающихся защитой и охраной животных;
  3. Узнать значение слова «раритет».
  4. Дети учат стихи по теме игры(учитель раздает материал)

Оборудование и материалы:

  1. Интерактивная доска, проектор;
  2. Презентация по теме урока;
  3. Ноутбуки с загруженными материалами (фильм для станции «Знатоки») – 8 штук, по 2 на каждую группу;
  4. Наушники, по количеству ноутбуков;
  5. Видеоролики о животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья продолжительностью не более 5 минут. Видео записано на детские ноутбуки;
  6. Демонстрационная карта Подмосковья;
  7. Атласы (или карта Подмосковья) для работы каждой группы;
  8. Жетоны с изображением животных;
  9. Карточки с распечатанными правилами поведения на природе, разложенные в конверты по количеству групп;
  10. Красная книга Подмосковья;
  11. Распечатанный материал о животных из Красной книги для каждой команды (в связи с невозможностью обеспечить каждую команду Красной книгой);
  12. Таблицы для работы после просмотра видеоролика;
  13. Табло для выставления баллов;
  14. Оценочные листы для работы жюри.

Участники игры:  4 команды по 4 человека.

ХОД ИГРЫ

Входят участники, строятся перед жюри. Проходит представление команд и команды занимают места (по 4 человека за каждый стол).
Участникам предстоит договориться о том какую работу они будут выполнять: просматривать видеоролик или работать с картой.

Презентация. СЛАЙД 1 «Название игры»

– Сегодня мы проводим игру по станциям «Красная книга Подмосковья».

СЛАЙД 2

– Девиз нашей игры: «Превращая природу в раритет, мы рискуем стать следующим экспонатом…» программа «парки Подмосковья».
– Давайте объясним значение слова «раритет» …..
– Я думаю, что никто из нас не хочет стать раритетом.

Дети читают стихи.

1. У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
И ей для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

2. Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?

– Ребята, в нашей области очень много разных растений и животных. Но среди них есть такие, которых осталось очень мало. Из так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы учащихся)

СЛАЙД 3

– Редкие растения и животные  в нашей стране и в других странах мира охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают эти законы. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие –  из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: «Как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа»

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

СЛАЙД 4

– Вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-нибудь другого цвета? (Ответы учащихся)
Верно, потому, что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек! Подумай о природе! Не слишком ли ты  вольно пользуешься щедростью природы? Все только берешь и берешь!
– Вот как выглядит Красная книга нашей области (демонстрация учителем Красной Книги Подмосковья)
– Путешествуя по Подмосковью мы с вами поговорим о животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья.

1 станция «Знатоки» (фильм 1, фильм 2, фильм 3, фильм 4. Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред)

Цель работы: представить информацию о животном.

Двое детей, надев наушники, просматривает видеоролик о животном (продолжительность до 5 минут). После этого они заполняют пропуски в тексте. Каждый ребенок самостоятельно смотрит фильм, а  работают с текстом совместно.  (Приложение 1)

2 станция «Картографы»

Цель работы: дополнить ответ первой пары, найти и показать на карте места обитания животного.
В это же время, двое других участников команды работают с материалом из Красной книги. Им необходимо найти материал о среде обитания животного, нанести метки на карте.

Итог работы на этих двух станциях: участники первой группы зачитывают материал о животном, а участники второй группы показывают на карте места обитания данного животного.

(Во время работы каждой группы в презентации показаны животные, о которых идет речь).

Жюри оценивает работу каждой группы (Приложение 2)

3 станция «Правила»

Цель работы: повторить правила пребывания в природе.

Ранее подготовленные ученики разыгрывают сценку.

Ведущий:

Ребята вышли погулять во двор,
И вот какой случился разговор:

1 ученик:

Сегодня День Земли, я знаю точно,
И мы должны придумать что-то срочно!

2 ученик:

Мы в этот день, весенний, теплый, яркий,
Земле преподнесем свои подарки.

1 ученик:

Ну, вот придумал!
Мы же еще дети!
А дети – это знают все на свете –
Растут сначала сами, а потом
Полезным занимаются трудом.

3 ученик:

Все вер6но!
Вот когда я подрасту,
Исполню главную свою мечту:
Я посажу вот здесь красивый сад,
И каждый отдохнуть здесь будет рад!

4 ученик:

Я специальные построю здания,
Где очищают воздух для дыхания!

5 ученик:

А я огромную машину соберу,
Чтоб собирала мусор поутру.

Ведущий:

Пока ребята спорили о том,
Какой подарок сделать им потом,
Кирилл конфетные бумажки убирал,
У дерева он сломанную ветку подвязал,
На клумбе посадил он яркие цветы
И выкрасил забор для красоты.

1 ученик:

Ну вот! Опять он занят пустяками,
Когда мы с вами делимся мечтами!

2 ученик:

Кирилл! Тебе заняться, что ли нечем?
Весь день прошел, и наступает вечер.

3 ученик:

Мы спорили, кричали! Ты молчал!
И ничего про свой подарок не сказал!

Кирилл:

Я вам скажу:
Земля – наш общий дом!
И кто же позаботится о нем?
Чтобы все звери, люди и цветы
В нем жили по законам красоты?
Мы сами!
Кто со мной, друзья?

1 ученик: Я!
2 ученик: Я!
3 ученик: Я!
4 ученик: Я!

1 ученик:

Я понял! Будем каждый день, заботится о том,
Чтоб был прекрасней, чище общий дом!

Ведущий:

Вот так договориться все смогли,
Что лучше нет подарка для Земли.

Учитель: Ребята, а мы с вами можем что – то сделать для сохранения природы?

Задание: составить правила пребывания в природе.

– На столах конверты с правилами. Учащиеся должны выбрать правила, лишние сдать в жюри.(Приложение 3)

Ученик:

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли–
Зовется этот дом.

Жюри оценивает работу каждой группы.

Учитель: К началу двадцатого века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира. Дело охраны природы касается каждого на земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечают  Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране окружающей  природы. В конституции РФ, главном законе страны, написано: «Граждане России обязаны беречь природу и охранять ее богатства….»

4 станция «Защитники»

Цель работы: обратить внимание участников на то, что существуют международные организации по охране природы.
На этой станции команды должны рассказать об организациях, занимающихся охраной и защитой  природы. Каждая команда рассказывает об одной организации по жребию.

Жюри оценивает работу каждой группы.

Ученик:

Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!.

Жюри подводит итоги игры. Награждение команд.

18.03.2015