«Сила тяжести. Явление тяготения». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: познакомиться с явлением тяготения, с понятием сила тяжести, научатся объяснять влияние силы тяжести на природу.

Задачи:

  • создание условий для усвоения учащимися понятий всемирное тяготение и сила тяжести, для формирования навыков работы с информацией, активное включение в процесс поиска доказательств и формулировок;
  • обеспечить условия для развития умений планировать, анализировать, делать выводы, основываясь на этапах научного познания; обеспечить условия для формирования коммуникативных умений;
  • развивать устную речь; умения работать с приборами; создание условий для самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать творческую активность, доброжелательное отношение друг к другу в ходе парной работы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать понятие силы тяжести, взаимосвязь массы и силы тяжести; уметь объяснять явление тяготения, исследовать зависимость силы тяжести от массы тела, структурировать информацию.
  • Метапредметные:
    • регулятивные: ученики научатся ставить цель, самостоятельно анализировать условия достижения цели с помощью ориентиров действий, оценивать свою деятельность;
    • познавательные: ученики научатся проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, структурировать текст и создавать схему, давать определения понятиям, делать умозаклюзения;
    • коммуникативные: ученики научатся организовывать и планировать совместное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
  • Личностные: формирование доброжелательного отношения друг к другу, положительной мотивации к учению.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная и индивидуальная работа.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Средства: мультимедийный проектор, экран, видеофрагмент «Сила тяжести», Презентация.

Оборудование для учащихся:

  • штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов;
  • оценочные листы (Приложение 1)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

Цель: создать благоприятный психологический настрой.

Приветствие учеников:

Мир сложен, он полон событий,
Сомнений и смелых догадок –
Как чудо природы является гений!
И в хаосе этом находит порядок!

Кто же этот гений, который совершает величайшее открытие? Это беспокойные, и любопытные люди. Они что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают.
Сегодня на уроке мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Поработаем коллективно, индивидуально и в парах. Поможем друг другу. Недаром народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два – лучше!». Каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки путём заполнения оценочного листа. Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Цель: выявление имеющегося опыта. Оценить работу по предложенной шкале (самопроверка).

Мыслительная разминка (повторение пройденного материала).

Игра «Верю – не верю»

По ходу игры задаются вопросы: Почему веришь? Почему не веришь?

Задание 1. Верите ли вы, что…

  • Сила является мерой взаимодействия тел. (верю)
  • Сила измеряется в килограммах. (не верю)
  • Сила обозначается буквой F. (верю)
  • Любое изменение формы и размеров тела называется деформацией. (верю)
  • Результат действия силы на тело не зависит от точки приложения. (не верю)
  • Результат действия силы на тело зависит от её модуля. (верю)
  • Результат действия силы на тело зависит от её направления. (верю)
  • Силу измеряют динамометром. (верю)

Учитель: Оцените работу по предложенной шкале (самопроверка), критерии оценивания найдёте в оценочном листе.

3. Постановка цели и темы урока (5 мин.)

Цель: создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи

Учитель: Физика неотделима от эксперимента. Исаак Ньютон говорил, что «примеры при обучении полезнее правил». Рассмотрим несколько примеров движения тел и понаблюдаем за их поведением.

Опыт 1. Выпустим (подбросим) мяч из рук – он упадет на землю.
Опыт 2. Перережем нить, на которой висит груз – он упадет на землю.
Опыт 3. Сообщим мячу горизонтальную начальную скорость (с помощью желоба) – он упадет на землю, но его траекторией будет кривая линия.

Учитель: (проблемный вопрос) Что общего во всех этих случаях? В чем причина наблюдаемых явлений?

Ученики: У всех явлений одна и та же причина – притяжение Земли.

Учитель: Как вы думаете, притяжение существует только между Землёй и телами, находящимися на ней?

Ученики: Нет, например, притяжение Луны и Земли, планет к Солнцу.

Учитель: Что на уроке для нас сегодня будет важным? Какова тема нашего урока?

Ученики: Притяжение Земли. Притяжение тел друг е другу.

Учитель: Верно. Мы сегодня будем изучать явление тяготения и силу тяжести. Записываем тему нашего урока в тетрадь: «Явление всемирного тяготения. Сила тяжести».

Учитель: А, как вы думаете, что будет являться результатом нашей деятельности на уроке? Какова цель нашего урока?

Ученики: Узнать, изучить, выяснить, что такое явление тяготения, сила тяжести и каковы её особенности.

Учитель: А, для чего нам нужно изучать эти понятия?

Ученики: Чтобы объяснять явления природы, чтобы знать влияние силы тяжести на живую и неживую природу.

Учитель записывает на доске цель, которую поставили перед собой дети – Цель: изучить явление тяготения, силу тяжести, чтобы выяснить влияет ли сила тяжести на природу.

Учитель: Теперь нам нужно составить план действий по изучению этих понятий. Что бы вам хотелось узнать о явлении тяготения? О силе тяжести?

Ученики: Предположительные ответы: выяснить, что такое всемирное тяготение и сила тяжести, выяснить причину возникновения силы притяжения, от чего зависит сила всемирного тяготения и сила тяжести, обозначение, направление, кто первым установил всемирное притяжение тел, как измерить силу тяжести, как влияет сила тяжести на природу и т.д. Учитель: Решить все задачи, которые вы поставили, на одном уроке трудно. Выделим задачи, которые будем решать сегодня. Ребята, которые поставили перед собой те задачи, о которых мы сегодня не будем говорить, не волнуйтесь. У нас будет возможность поговорить об этом на следующих уроках.

Учитель записывает на доске план урока:

  1. Выяснить, что такое всемирное тяготение? Кто первым открыл всемирное тяготение и что установил?
  2. Выяснить, что такое сила тяжести? Каковы особенности силы тяжести? (обозначение, направление, от чего зависит, единицы измерения, как измерить и т.д.)
  3. Выяснить, как влияет сила тяжести на природу?

4. Открытие нового знания (25 мин.)

Цель: Формирование понятий: всемирное тяготение, сила тяжести.

Учитель: Где мы можем найти информацию, получить знания и ответить на вопросы, которые поставили перед собой?

Ученики: В учебнике, в интернет, от учителя, из учебного фильма или видеофрагмента и т.д.

Учитель: Для того, чтобы ответить на первый вопрос нашего плана, посмотрите фрагмент мультфильма про Лену и Серёжу.

В результате фронтальной беседы с учащимися после просмотра видеофрагмента дети записывают в тетрадь:

– Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
– Исаак Ньютон первым открыл закон всемирного тяготения.
– Чем больше массы взаимодействующих тел, тем больше сила тяготения.
– Чем больше расстояние между телами, тем меньше сила тяготения.

Физкультминутка

Учитель: Положите ручки на стол, сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
Представьте, что вы находитесь на зелёной лужайке. Светит яркое солнышко, поют птички, летают бабочки. Одна бабочка села вам на левую щеку. Не используя рук, смахните её со щеки. Села на правую щеку, смахните её, села на подбородок – тоже смахните, не применяя рук. С помощью рук, смахните бабочку с левого плеча, с правого, с левой пятки, с правой пятки. А теперь откройте глаза и руками отгоните от себя бабочек вверх. Отдохнули, получили заряд бодрости? Работаем дальше.

Учитель: Мы ответили на первый вопрос плана? Где мы можем найти информацию, чтобы ответить на второй вопрос?

Ученики: В учебнике.

Учитель: Да, главным источником знаний у нас является учебник. Как в учебнике мы найдём нужную нам информацию?

Ученики: По оглавлению (стр.223) найдём номер параграфа и его откроем (находят §25). Учитель: Как, можно быстрее найти информацию о силе тяжести?

Ученики: По предметно-именному указателю. (стр. 71)

Учитель: Мы не просто будем читать текст, а будем продолжать учиться структурировать информацию. Используя текст учебника, составьте схему «Особенности силы тяжести». Выполните задание 2 в оценочном листе и проведите самооценку по критериям.

Задание 2.

  • Ответьте на вопрос: Что такое сила тяжести?
  • Составьте схему «Особенности силы тяжести»

Учащиеся самостоятельно заполняют схему.

Сила тяжести:
– обозначается буквой Fтяж..
– направлена вертикально вниз к центру Земли.
– на полюсе больше, чем на экваторе т. к. от полюса ближе к центру Земли.
– прямо пропорциональна массе тела.
– силы тяжести равны, если массы тел одинаковы

Беседа: проверка правильности составления схемы (слайд).

Дети делают вывод о том, что сила тяжести – это частный случай всемирного тяготения.

Учитель: Оцените свою работу согласно критериям (самооценка).

Экспериментальная работа. ( работа в парах)

Учитель: Действительно ли сила тяжести прямо пропорциональна массе тела? Как это проверить?

Учащиеся: На опыте.

Учитель: Великий русский учёный Д.И. Менделеев говорил так: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять».
Вспомним правила работы в паре: – распределите роли; – говорите по очереди, не перебивайте друг друга; – внимательно слушайте друг друга; – если группе требуется консультация, поднимите руку.

Учитель: Распределите обязанности в группе: кто будет экспериментатором (выполняет эксперимент), а кто его помощником (записывает результаты в таблицу).
Я буду наблюдать за вашей работой, как вы
– слушаете друг друга;
– помогаете друг другу;
– вместе решаете возникшую проблему.

Задание 3. Установите связь между силой тяжести и массой этого тела.

Оборудование: штатив, набор грузов известной массы, динамометр. Масса одного груза: m = 100 г.

  • Цена деления динамометра равна ___________Н.
  • С помощью динамометра измерьте значение силы тяжести. Заполните таблицу и сделайте вывод:
№ опыта Масса тела, кг Сила тяжести, Н
1    
2    
3    

Вывод 1: Чем больше масса тела, тем _____________________сила тяжести.

Вывод 2: Сила тяжести ______________________________________________массе тела.

Проверка: Какие выводы сделали по результатам эксперимента? Как вы понимаете, что между массой и силой тяжести существует прямо пропорциональная зависимость? Оцените друг друга (взаимооценка).
Если класс сильный, то можно построить график этой зависимости.

Учитель: Можем мы теперь ответить на вопрос, как влияет сила тяжести на природу? (3 пункт нашего плана). Как вы думаете, как влияет сила тяжести на природу?

В процессе беседы выясняют:

  • Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.
  • Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру земли, а стебель – вверх.
  • Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов расположены немного ближе к центру Земли, и сила тяжести на полюсах больше, чем на экваторе. Альпинисты должны знать, что сила тяжести уменьшается при подъёме в горы и учитывать это для своей безопасности.
  • Притяжение Луны. Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.
    Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу. Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.
    Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.
  • Везде на Земле мы сталкиваемся с земным притяжением. Оно помогает ходить, сидеть, купаться, мешает высоко прыгнуть из-за опасности больно удариться. Живая природа и человек научились приспосабливаться и использовать закон тяготения для своего удобства.

Учитель: Мы выполнили план урока? Мы достигли цели? Молодцы. Какую оценку за урок вы заработали? (по оценочным листам).

5. Первичная проверка полученных знаний (5 мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Задание 4. Проверь себя.

1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?
2. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами?
3. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?
4. Массы голубого большого воздушного шарика и мелкого ржавого гвоздика, который мечтает этот шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик?
5. На столе лежит книга. Изобразите стрелкой силу тяжести.
6. Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести? Учитель: Оцените свою работу согласно критериям (самооценка)

6. Домашнее задание (2 мин.)

§23, ответить на вопросы, п.§ 30.

Творческие задания (на выбор по желанию)

1. Составить кроссворд, используя слова: притяжение, сила, масса, невесомость, скорость.
2. Придумать сказку о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести.
3. Подготовить сообщение о великом ученом Исааке Ньютоне.

7. Рефлексия (2 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитель: Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. В оценочном листе поставьте себе оценку за урок (самооценка). Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и выберите смайлик (см. на слайд) вашего настроения на уроке. Изобразите его на оценочном листе.

  • Отличное. Я всё понял. Я сегодня на уроке открыл для себя много нового.
  • Хорошее. У меня остались невыясненные вопросы.
  • Плохое. Я ничего не понял.

Учитель: Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Я желаю вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке. Спасибо за урок, дети!