Совместная деятельность на прогулке в период адаптации детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Прогулка по осеннему лесу»

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: создать условия в ДОУ для организации психопрофилактической поддержки детей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;
  • развивать навыки позитивного социального поведения;
  • учить детей ощущать близость, тепло другого;
  • повышать у детей уверенность в себе;
  • развивать координацию движений;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать воображение.

Материалы:

  • магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
  • колокольчик;
  • один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей;
  • сенсорные шарики;
  • обручи;
  • яблоко;
  • корзина.

ХОД УРОКА

Приветствие.

Психолог: Ребята, здравствуйте! Сегодня, я собой принесла волшебное яблочко.

– Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня, и передам волшебное яблоко, сосед принимает приветствие, точно таким же образом дотрагивается до своего соседа, передавая привет ему с помощью волшебного яблочка, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
– Давайте начнем нашу встречу с игры "Паровозик с именем". (Цель: настроить детей на совместную работу.)

– Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя, и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на пояс и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!
Мы приехали на нашем поезде на прогулку в осенний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке,                                    Движутся обычным шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам,                              Движутся большими шагами.
По кочкам, по кочкам,                                       Выполняют прыжки с  продвижением вперёд.
По маленьким листочкам,                                 Движутся мелкими шажками.
В ямку – бух!                                                      Приседают на корточках

Психолог: Ребята, посмотрите вокруг и скажите какое время года?

Дети оглядываются и называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что наступила осень.
Психолог обращает внимание на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

– Ребята, взяли в каждую руку по листочку. Представьте, что вы – осенние листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.

Дети, изображая полёт листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения.

Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад,                         Кружатся, изображая листочки
Листья жёлтые летят,                       Подбрасывают листочки вверх.
Под ногой шуршат, шуршат,             Ходят по листочкам.
Скоро станет голым сад.

Игра «Дождик и солнышко»

Дети ходят в рассыпную, собирают листья.
Как только психолог включает кассету со звуками дождя или даёт команду «Дождик!», – дети бегут под большой зонт, который держит психолог, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Шум дождя прекращается или звучит команда «солнышко!» – дети выбегают из-под зонта.

Рядом лежит корзина, где дети могут положить листочки.

Звучит спокойная музыка. В центре лежит большой обруч, а на нем – обручи поменьше (по одному на каждого ребенка).

Психолог: Ребята! Давайте подойдем поближе и посмотрим, на что похожа фигура?
А теперь пусть каждый из вас возьмет по обручу. Отнесите свой обруч туда, где вы хотите сидеть во время нашего путешествия. Это будет ваше место. Кто уже нашел свое место, пусть обойдет вокруг своего обруча... А теперь закройте глаза и попробуйте с закрытыми глазами отойти от обруча и вновь приблизится к нему. Откройте глаза, посмотрите внимательно на свой обруч и определите его середину. Все нашли середину? А теперь сядьте в центр обруча. Отлично! У всех получилось?
Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома... Все представили круг своим домиком? Расскажите, у кого какой домик получился, на что он похож, где находится?
– Очень хорошо! Подумайте, как можно ваш домик украсить?..
Осень принесла нам много урожая, посмотрите как много фруктов и ягод вокруг нас. Пусть каждый из вас соберет урожай и отнесёт в свой домик, (урожаем могут быть сенсорные шарики, ленточки, или листья). Когда услышите звон колокольчика, ваша работа должна быть закончена.

Звенит колокольчик.

Психолог: Давайте придумаем, как можно оформить обруч в центре. Пусть каждый положит в него что-то из своего домика,чтобы дом был теплым и живым... Замечательно! Теперь давайте встанем в круг и посмотрим, что у нас получилось. У каждого из нас есть свой домик.
– А большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из вас положил туда что-то свое, значит, у всех нас есть один большой общий дом, где все могут жить вместе.

Психолог: Ребята, посмотрите на корзину, где мы с вами собрали много листьев?
Сейчас мы с вами сделаем осенний салют? Салют – радости!!!

Давайте встанем вокруг большого дома и поблагодарим друг друга за совместную работу.

Список использованной литературы

  1. Лютова Е.К., Монина Т.Б. «Териниг общения с ребенком». – Спб.: Речь, 2001.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».– СПб.: Речь; М.:Сфера, 2008 –190 с.,ил.
  3. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».– М.: Книголюб, 2008. – 72 с. (Психологическая служба).
  4. Семенака С.И. Социально-психологическая  адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с. (Развитие и воспитание)

17.03.2015