«Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа)». 5-й класс

Разделы: Русский язык


Знания изобразительно-выразительных средств языка современному школьнику просто необходимы Специальных уроков  русского языка на их изучение не отводится. Однако  в выпускных классах  они проверяются (9 класс: ОГЭ – задание 3, задание 15.1 сочинение на лингвистическую тему; 11 класс – задание 24). Большинство детей испытывает затруднение при выполнении таких заданий. Научные определения из справочной литературы не помогают. Особенно мои ученики затрудняются при нахождении метафоры, если она выражена именами  существительными. Начинать знакомство с выразительными средствами  нужно с 5-го класса. Поэтому я решила разработать урок русского языка «Роль имён существительных в  художественном тексте. Сравнение. Метафора» (2 часа), чтобы дети увидели  «рождение» метафоры, сумели на практике закрепить полученные знания. Урок провожу после изучения  темы «Имя существительное».  Дети знакомятся с метафорой и сравнением на  уроках литературы, но (как показывает опыт) этого недостаточно. Следующий  урок  –  после изучения  темы «Глагол», на котором рассматривается глагольная метафора, олицетворение. В 6-ом классе и последующих  работа продолжается. Учителю-словеснику  на каждом уроке русского языка, литературы обязательно нужно находить время, чтобы поработать с учащимися над  выразительными средствами языка. Для языковой разминки подбирать предложения или  небольшие тексты из произведений  художественной литературы, яркие, образные. Тогда, я уверена, всё получится.
Мой урок разработан в соответствии с развивающей программой "Школа 2100", которая опирается на технологию проблемно-диалогического обучения и системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников.

  • Личностные:
    • наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи;
    • сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору, сравнение);
    • устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
  • Метапредметные:
    • извлекать информацию из толковых словарей;
    • перерабатывать и преобразовывать информацию (составление схемы);
    • владеть разными видами аудирования.
  • Предметные:
    • обогатить устную и письменную речь образными выражениями – метафорами и сравнениями из поэтических текстов С.А.Есенина;
    • находить в художественном тексте тропы, в основе которых имена существительные; познакомиться с пунктуацией сравнительного оборота

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Введение в тему урока  и её формулирование учениками Постановка проблемы.

1.  Актуализация изученного.  Подводящая к вопросу беседа

– Ребята, сегодня мы поговорим о роли имен существительных в речи. Какая это тема: широкая или узкая? (Широкая)
– Давайте вместе попробуем определить более узкую. Приложение 5 (слайд 1)

1) На болоте крячет цапля,
Четко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.

2) В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

– Ребята, внимательно прочитайте стихотворные  строфы. Понятен ли смысл? (Обсуждение)
– Определите  стиль. (Художественный)
– Почему вы так думаете? (Речь образная, есть выразительные средства, называют их)
– В каком значении употреблены имена существительные? (В прямом и переносном)
Что значит переносное значение? (Не основное, вторичное, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу)
– Как называется употребление слова в переносном значении? (Троп)
– Назовите основные виды. (Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
– Со всеми ли будем работать?  Почему? (Нет,  лишь с теми,  которые состоят из  имен   существительных, т. е. со  сравнениями  и метафорами)
– Назовите их из поэтических строф. (Звезда, …как капля – сравнение; костер рябины красной – метафора)
– С какой целью они используются? (Высказывают своё мнение)
– Назовите ключевые слова урока? (Имя существительное, переносное значение, тропы, сравнение,  метафора, художественный стиль речи)
– Предположите, какой может быть  тема урока (После обсуждения и корректировки.. Имена существительные  в художественном тексте. Сравнение,  метафора.) (слайд 2)
– Где же можно  встретить тропы? (У писателей, поэтов, их речь всегда отличается от нашей, она необычная, красивая)
– Вы  правы, в языке  мастеров слова: писателей, поэтов – действительно много ярких, образных выражений. А в повседневной жизни мы используем тропы? (…– Редко. – Если и используем, то не замечаем этого. – Когда пишем сочинения)
– Как вы думаете, почему? (Не можем придумать; тропы самому придумать трудно; красиво, как у писателей, не получается)
– Как же научиться красиво  писать и говорить? (Надо учиться у писателей,  в их  произведениях  находить тропы,  запоминать их. Учиться самим  придумывать)
– Что нужно для этого знать и уметь?(Надо знать, какой частью речи выражены и учиться находить)

2. Формулировка основного вопроса урока.

– Определяем проблему. (Как найти метафору и сравнение?)
– Ребята, а кто автор этих строк? (C. Есенин)
– Сегодня мы прочитаем поэтические  строки великого русского поэта XX века Сергея  Александровича Есенина, который, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя,  Толстого, ещё раз доказал неисчерпаемость возможностей, необыкновенную гибкость и выразительность нашего языка. Попытаемся найти сравнения и метафоры в его стихотворениях  и определить их  роль.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему, вопрос (проблему) урока.

Коммуникативные УУД
1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2.Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

III Открытие новых знаний с опорой на изученное.
Развитие учебно­языковых и речевых умений.

На слайде (слайд 3) и у каждого на парте – стихотворение «Пороша» (без 1 строфы) (Приложение 1)
– Что такое пороша? (Ответы) Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и проверим. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега)

1.Языковой анализ текста. Самостоятельная работа, обсуждение в паре, коллективная проверка

– Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите тропы  в  первых двух строфах, запишите. (Олицетворение «словно белою косынкой подвязалася сосна», «понагнулась, как старушка» – сравнение)
– Какое выражение состоит только из существительных (Сравнение)
– Что с чем сравнивается? (Сосна со старушкой)
– Почему можно сравнить? (Сосна под тяжестью снега  согнулась и стала похожа  на старушку)
– Какое красивее? (У поэта)
– Почему? (Так легче представить, как выглядит сосна)
– Лес…старушка…что это вам напоминает? (Сказку)
– Да, ребята, сказочный образ. А что же обычно сравнивается? (Предметы, явления)
– А какая часть речи помогает? (Имя существительное)
– Из  скольких  частей состоит сравнение? (Из 2-х: что сравнивается и с чем сравнивается)
– Вспомним  определение сравнения. (Образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов)

2. Наблюдение  над пунктуацией  сравнительного оборота

– С каким союзом употребляется? (Как)
– А теперь посмотрите на это предложение с точки зрения пунктуации? (Сложное, союзное, ССП, между частями запятая, в 1-ой части с обеих сторон выделяется запятыми смысловой отрезок « как старушка»)
– Попробуем задать вопрос и определить, какой  это член предложения. (Обстоятельство)
– Запишите предложение  в тетрадь и запомните, что смысловой отрезок сравнительный оборот в предложении является  обстоятельством и всегда выделяется запятыми.

3. Групповая работа

Класс делится на 4 группы. ( по 4-5 человек). Каждый ученик получает рабочую карточку с цитатами из стихотворений С.А.Есенина Задания в группе одинаковы, цитаты разные. (Приложение 2)

Методическая рекомендация. Учитель планирует работу в группах так, как считает целесообразным. Это зависит от уровня подготовленности детей.  В группе дети с разными учебными возможностями. Выбран командир (сменная должность). Важно, чтобы каждый сначала выполнил задание самостоятельно.

4. Проверка. (Каждая группа делится своими находками)

– Давайте проверим. Назовите сравнения (Вечер, как сажа; орёл, как точка;черёмуха, как метель; звезда, как капля; весна, как странница)
– Почему  много сравнений? (Сравнения помогают нам лучше представить то, что увидел автор: очень тёмный вечер, кудрявые ветки черёмухи, орёл вдали совсем маленький)
– С какими  союзами, кроме как,  употребляется сравнительный оборот? (Снегом, точно серебром; ветки, что кудри; лебёдушка, словно зоренька)
– Что скажете о знаках препинания? (При любом союзе выделяются запятыми)
– Как же найти сравнение? (Нужно знать определение.По союзам как, будто, как будто, словно, точно, что) (Слайд 4)

5. Самостоятельная творческая работа

– А сейчас я предлагаю вам самим составить предложения со сравнительными оборотами. Вы можете использовать свои тропы или обратиться к слайду (слайд  5)

…будто лёгкий дымок,…точно лебяжий пух,…  словно  серебро,…что сахар,…как будто  алмаз, ,..как золотистый янтарь,…словно добрая сказка,… точно шёлковая лента.

Уч-ся  читают свои предложения. (Утром мороз приодел  берёзку, она стала красивая, как невеста. Снег, словно лебяжий  пух, медленно кружился в воздухе .Повсюду лежал снежок и блестел, словно серебро. На тротуаре снежок, будто искорки, вспыхивает)

– Легко ли было выполнять работу? (Не очень; трудно)
– Поэтому наша задача – почаще обращаться к  художественным текстам, учиться у мастеров слова, пытаться употреблять в своих сочинениях тропы.

5. «Открытие» нового

– А теперь продолжим работу над стихотворением «Пороша».Найдите в 3 строфе тропы (лента дороги  – метафора)
– «…Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.» Как можно заменить? (Дорога убегает, как лента, это тоже сравнение) (Слайд 4)
– В каком падеже стоит сущ. лентой? (В творительном)
– Это 2-ой способ, когда для передачи значения сравнения используется существительное  в творительном падеже, его ещё называют творительный сравнения, который можно заменить сравнительнымоборотом.

6. Групповая работа с последующей проверкой

– И снова работа в группах:  в своих рабочих карточках (зад.II) найдите творительный сравнения. Подумайте, какой из способов сравнения  выразительнее.
– Давайте проверим. Назовите сравнения, выраженные существительным в творительном падеже. (Метелица ковром  стелется,    колесом за сини горы солнце скатилось, месяц жеребёнком запрягался,  золотою лягушкой луна….)
– Что помогло найти? (Заменили сравнительным оборотом: метелица, что ковёр; солнце, словно, колесо;  месяц, как жеребёнок; луна, точно лягушка)
– Какой способ сравнения вам больше понравился? (С творительным падежом как-то красивее, точнее)
– Действительно, ребята, : конструкция с творительным сравнения усиливает образность, придаёт особую живописность, непринуждённость описанию. 
– Ребята, такие сравнения очень близки ещё к одному очень выразительному тропу, вы догадаетесь, к какому, если обратитесь к 3-ей строфе стихотворении  С. Есенина «Пороша» (Метафора «лента дороги») (Приложение 1)
–Вспомните определение метафоры (Слово или оборот речи, употреблённый в переносном значении на основе сходства)
– Давайте запишем, как получилась метафора. (Сначала сравнительный оборот, затем творительный сравнения, потом метафора: дорога, как лента = дорога убегает лентой вдаль =лента дороги)
– Посмотрите, что заметили? (Сравнение скрылось) (слайд 6)
– Молодцы! Ведь метафора и есть скрытое сравнение.
– А теперь возвращаемся к рабочей карточке (зад.III).Найдите метафоры. (Приложение 2)
Уч-ся работают в группах.
– Давайте проверим. Назовите метафоры. (Плат небес, крылья заката, золото луны, зеркало затона.)
– Какой приём помог? (Метафору можно заменить сравнением с союзом как, словно: закат, как крылья, луна, словно золото)
– Какова  роль метафоры в художественном тексте? (Представили закат, похожий на крылья, увидели его форму; луна не просто жёлтая, а яркая, как солнце; вода в затоне гладкая,  чистая,  словно зеркало. Так всё ярко, как будто сам всё видишь.)
Вы всё правильно подметили. Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Сергей Есенин сумел передать не только зримость и наглядность изображаемого, но и  неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного  мышления, видения мира. В давно знакомом явлении сумел открыть новое. Это и есть авторские метафоры.

Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД
1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД
1. Владеть навыками обработки информации в режиме продуктивного чтения.
2. Строить рассуждения.
3. Извлекать информацию из словарной статьи.
4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию, текст в схему)

III. Закрепление с последующей самопроверкой и самооценкой

– Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: «Как найти метафору и сравнение?» (Отвечают)
– Сейчас с помощью теста (Приложение 3), где  представлены строки из стихотворений  С. Есенина, вы проверите, насколько хорошо вы умеете   в художественном тексте  находить метафоры и сравнения.
– А с помощью листа самооценки вы оцените свою работу. (Приложение 4)

Познавательные УУД
Владеть навыками обработки информации в режиме продуктивного чтения.

VI. Подведение итогов.

– Поделитесь результатами работы.
– Как бы вы  оценили свою работу на уроке?
– В чём были трудности?
– Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на зимнюю тему, используя тропы  

16.03.2015