«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5-й класс

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Обобщить и углубить знания об однородных членах предложения.
  • Развивать умение обосновывать однородность членов предложения в тексте, интонационно правильно читать их; развивать умение работать в группе.
  • Воспитывать у учащихся  любовь к природе.

Оборудование: проектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с текстами для групповой работы, тест (у каждого на столе), конвертики с цветными карточками и кружочками.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Послушайте, пожалуйста,  стихотворение  «Первый снег» Ивана Бунина:

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. (Читает наизусть ученик). Текст на доске, знаки препинания пропущены.

– О чем это стихотворение? Какова его тема? Какие предложения использует автор?
– Назовите  тему нашего сегодняшнего урока. (Однородные члены и знаки препинания при однородных членах предложения).
– Чему научитесь вы на уроке? (Дети ставят перед собой цели).
Учитель: Итак, тема нашего урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах предложения?  (Признаки однородных членов)
– Что должны уметь? (Уметь находить предложения с однородными членами и правильно  ставить знаки препинания )
– Давайте вспомним признаки однородных членов.
– Кто назовёт все эти  признаки? (Признаки однородных членов:
1.     Отвечают на один и тот же вопрос.
2.     Являются одним и тем же членом предложения.
3.     Относятся к одному и тому же слову.
4.     Выражены одной и той же частью речи.
5.     Читаются с перечислительной интонацией.)
Мы с вами назвали  основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в стихотворении И. Бунина. (Два  ученика  на доске строят схемы предложений с однородными членами)
–  Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? (В одних случаях ставится запятая,  в других – нет). У меня возникает вопрос: «А почему так?». Ответ на этот вопрос вы и должны сегодня получить на уроке.

3. Орфографическая разминка

1) Записать слова под диктовку, распределить их на группы.

Деревья, снежинки,  пушистый, красногрудый, снегири, чудесный, птицы, медведь, зима.

– Составьте предложение с однородными членами,  используя  записанные слова. Взаимопроверка. Выразительное чтение записанных предложений.
– Скажите, ребята, как живется зимой птицам и животным?
– А как вы  помогаете им пережить суровую зиму ?
2) Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика у доски). (Приложение 1)

4. Работа над темой урока. Работа с учебником.

1) (Работа в группах)Прочитайте параграф 60 страница 154-155.
Задание 1 группе:  найти ответ на вопрос: когда ставятся знаки препинания при однородных членах? Приведите примеры. Сделайте синтаксический разбор одного предложения. Начертите схемы предложений.
Задание 2 группе: найти ответ на вопрос: когда  не ставятся знаки препинания при однородных членах? Приведите примеры. Начертите схемы  предложений. Сделайте синтаксический разбор одного предложения.
Задание 3 группе: В чем особенность данных предложений? Объясните, начертите схемы  данных предложений. Сделайте синтаксический разбор одного предложения. (Приложение 2)
–  Проверим выполненную работу.

5. Кто быстрее?

Работа в группах.  Дети составляют предложения по данным схемам. 1группа – на синих карточках, 2 группа – на зелёных, 3 группа – на  голубых, прикрепляют их на доске)
Составьте по схемам предложения на тему «Зима»: [О, О, О], [О, но О], [О, а О].         [О и О].

5. Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

6. Работа с текстом. (Работа в группах) (Приложение 3)

Озаглавьте текст. Какова его тема? Определите основную мысль текста? Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

7. Проверочная работа. Тест

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте сделаем вывод: « Все ли  справились  с поставленными в начале урока задачами? »
Поднимите красный кружок, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить однородные члены предложения и можете помочь другим.
Поднимите  синий  кружок, если вы считаете, что научились находить однородные члены предложения,  но иногда вам ещё нужна помощь.
Поднимите белый кружок, если вы считаете, что нахождение однородных членов вызывает у вас затруднение.
Выставление оценок.

9. Домашняя работа

1) Выучить правило на странице 154.
2) Написать сочинение – миниатюру о зиме, используя однородные члены предложения.
3) Подобрать строчки из стихотворений о зиме с однородными членами.* 
(* Задание повышенной трудности)

14.03.2015