НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме "Домашние животные"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и уточнить знания воспитанников о домашних животных, чем питаются, как голос подают;
  • обогащать и активизировать словарь по теме, учить называть правильно детенышей животных;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • подбирать слова-действия и слова-признаки к словам-предметам.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательный интерес воспитанников;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным;
  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Домашние животные”, игрушка кукла-перчатка собака, шаль для бабушки Варварушки, “Волшебный порошок” (конфетти), игра “Собери картинку”, игра “Кто что ест?”, маски животных.

Словарная работа

  • Предметы: лошадь, конь, жеребенок, корова, теленок, свинья, поросенок, овца, ягненок, собака, щенок, кошка, котенок.
  • Действия: ржёт, жует, мычит, хрюкает, блеет, грызет, лает, лакает, мяукает, мурлычет.
  • Признаки: мягкая, пушистая, заботливая, бодливая, рогатая, тонконогая, вороная, длинношерстная.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу. За дверью слышится лай собаки.

Логопед. Ребята, что это за шум. Давайте посмотрим.

Выходит в коридор и возвращается с куклой-перчаткой собакой.

Логопед. Ой, да это же пес Дружок! Здравствуй, песик, заходи гостем будешь.

Пес Дружок. Здравствуйте, ребята! У моей хозяйки, бабушки Варварушки, случилась беда. Бука-Злюка заколдовала ее домашних животных. Теперь они не помнят, как их зовут, не знают чем можно питаться и забыли своих малышей. Животные могут погибнуть от голода. Бабушка Варварушка просит вас спасти животных.

Логопед. Ребята, а вы можете помочь? А что для этого нужно сделать?

Дети: Нужно попасть в сказочную страну и помочь животным все вспомнить.

Логопед. Дружок, ты покажешь нам дорогу?

Пес Дружок. Да, отправляемся в путь. Повернитесь друг за другом.

По извилистой дорожке
С вами в сказку мы пойдем,
Постарайтесь так пройти
Чтоб с дорожки не сойти.

Дети шагают по шнуру, лежащему на полу и имитирующему тропинку.

Пес Дружок. Вот и кончилась тропинка. Перед вами сказочный домик. В нем живет бабушка Варварушка.

Слайд 2.

Дети садятся на стулья, стоящие перед экраном.

Дидактическая игра “Подбери словечко”

Логопед надевает платок

Логопед.

Здравствуйте, ребята.
Я бабушка Варварушка
У окошка здесь сижу
Вас детишек очень жду.

Бука-Злюка оставила мне вот эту записку.

Бабушка Варварушка читает записку.

Расколдую животных, если выполните все мои задания.

Первое задание. Чтобы животные вспомнили, как их зовут, нужно отгадать загадки.

Слайд 3.

***

Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: “Хрю – хрю!”
– Это кто? (Свинья)

Как свинья голос подает? (Хрюкает)

Слайд 4.

***

С подстриженной гривой
Он скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? ... (Конь)

Как голос подает конь? (Ржет)

Слайд 5.

***
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она живет в хлеву.
Отзывается: “Му – му!”
Это кто? (Корова)

Как корова голос подает? (Мычит).

Слайд 6.

***
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло как в печке.
Подойдет она к избе,
И зовет меня: “Бе-бе!”
Кто это? (Это овца)

Как овца голос подает? (Блеет)

Слайд 7.

***

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
Это кто? (Собака)

Как собака голос подает? (Лает)

Слайд 8.

***
Он усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник.
Распугал соседских кур
И мурлычет: “Мур-мур-мур!”
Это кто? (Кот)

Как кот голос подает? (Мурлычет, мяукает)

Бабушка Варварушка. Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

Лексико-грамматическое упражнение “Назови слова-действия”.

Бабушка Варварушка. Читаем второе задание. Назовите, что животные умеют делать?

На столе лежат картинки с изображением домашних животных. Дети берут по одной картинке и подбирают слова-действия.

  • Корова (что может делать?) – (Мычать, жевать, бодать, кормить, давать молоко)
  • Лошадь (что может делать?) – (Ржать, лягать, цокать копытами, бегать, шагать)
  • Свинья (что может делать?) – (Хрюкать, спать, купаться в луже)
  • Овца (что может делать?) – (Блеять, пастись, жевать, ходить, бегать)
  • Кошка (что может делать?) – (Мяукать, мурлыкать, есть, лакать, ловить, спать, подкрадываться)
  • Собака (что может делать?) – (Лакать, есть, грызть кость, спать, охранять, ходить, кусать, бегать, прыгать).

Бабушка Варварушка. Какие вы молодцы, много подобрали и назвали слов. Что же там еще нам написала Бука-Злюка? Соберите картинки из частей, назовите, чья голова, чей хвост.

Дидактическая игра “Собери картинку”

Слайд 9.

– Овечья голова, овечий хвост. Это овца.

Слайд 10.

– Коровья голова, коровий хвост. Это корова.

Слайд 11.

– Свиная голова, свиной хвост. Это свинья.

Слайд 12.

– Лошадиная голова, лошадиный хвост. Это лошадь.

Слайд 13.

– Собачья голова, собачий хвост. Это собака.

Слайд 14.

– Кошачья голова, кошачий хвост. Это кошка.

Бабушка Варварушка. Молодцы собрали картинки животных правильно.

Лексико-грамматическое упражнение “Назови слова-признаки”.

Бабушка Варварушка. А теперь четвертое задание вы должны описать животных.

  • Собака (какая?) – (Большая, грозная, коричневая, умная, пушистая, гладкошерстная)
  • Корова (какая?) – (Большая, рыжая, пятнистая, умная, дойная, рогатая)
  • Кошка (какая?) – (Маленькая, пушистая, усатая, ласковая, ловкая)
  • Лошадь (какая?) – (Большая, тонконогая, быстрая, коричневая)
  • Свинья (какая?) – (Толстенькая, чистая, большая, грязная)
  • Овца (какая?) – (Красивая, маленькая, добрая)

Бабушка Варварушка. Как точно вы рассказали о животных. Я для вас приготовила сюрприз - “волшебный порошок”.

Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе мы играть.
Повернулись, покрутились
И в щеночков превратились.

Бабушка Варварушка посыпает детей конфетти.

Вот теперь вы не дети, а щенки.

Физкультминутка “Щенок”

Дети становятся в круг.

Бегал по двору щенок. Медленный бег по кругу.
Видит пирога кусок Наклон вперед, руки в стороны.
Под крыльцо залез и съел, Присесть, руки поднести ко рту.
Развалился, засопел. Руки в стороны, голову на бок.

Бабушка Варварушка.

Повернулись, покружились
В девочек и мальчиков превратились.

Бабушка Варварушка. Ребята, а у моей свинки был день рождения. Пригласила она к себе своих друзей. Послушайте рассказ о том, как он прошел.

Рассказ “День рождения свиньи”.

Слайд 16.

У свиньи день рождения. Свинья пригласила в гости животных. И всем приготовила угощение.

Слайд 17.

Корове – косточку,

Слайд 18.

собаке – овес,

Слайд 19.

кошке – травку и листья,

Слайд 20

лошади – молоко.

Попробовали гости угощенье, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

Бабушка Варварушка. Ребята, почему гости ушли недовольные? Что им не понравилось?

Ответы детей

Бабушка Варварушка. Бука-Злюка запутала свинку, и она все перепутала. Давайте поможем ей вспомнить и правильно угостить своих гостей.

Дидактическая игра “Кто что ест?”

Дети собирают картинки из двух частей: изображение животного и что оно любит есть.

  • Что любит жевать корова? (Корова жует траву).
  • Что любит жевать лошадь? (Лошадь жует овес).
  • Что любит лакать кошка? (Кошка лакает молоко).
  • Что любит грызть собака? (Собака грызет кость).

Бабушка Варварушка. Какие вы молодцы, вы помогли свинье выбрать правильное угощенье. Она теперь знает, как встречать и чем кормить гостей.

Дидактическая игра “Найди свою маму”

Бабушка Варварушка. И последнее задание Буки-Злюки. Расскажите детенышам животных, как найти своих мам.

Дети стоят в кругу. Бабушка Варварушка раздает маски животных детям.

Бабушка Варварушка. Однажды утром, вышли детеныши на скотный двор. Весь день дружно играли, резвились. Но вот наступил вечер, стало темнеть. Испугались детеныши и позвали своих мам. Замычал теленок.

Ребенок в маске теленка отвечает.

– Му!

– Ответила ему мама корова...

Ребенок в маске коровы отвечает.

– Му!

– Заржал жеребенок... ответила ему мама лошадь...
Захрюкал поросенок ... Мама свинья хрюкнула в ответ...
Позвал маму ягненок ... Подошла к нему мама...
Замяукал котенок... Позвала его мама...
Жалобно позвал маму щенок... выбежала мама ему навстречу...
Успокоились малыши, и пошли с мамами домой.

Дети стоят парами.

Бабушка Варварушка. Назовите, у какого животного кто детеныш?

У коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у кошечки – котенок, у свиньи поросенок, у овцы – ягненок

Итог деятельности

Бабушка Варварушка. Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы Буки-Злюки. И мои животные все вспомнили. Спасибо за помощь. Вам пора возвращаться в детский сад. Я подарю Вам волшебный клубочек, он укажет дорогу домой. До свидания, до скорых встреч.

Дети хором повторяют слова

Ты клубочек помоги
В детский сад нас приведи.

Логопед. Вот мы и в детском саду. Дети, Вам понравилось наше сказочное путешествие? А у кого в гостях Вы побывали? Какое задание Буки-Злюки было для Вас самым трудным? Мне очень приятно, что Вы неравнодушные к чужой беде, не раздумывая, отправились спасать животных, и смогли помочь бабушке Варварушке.