Интегрированное занятие "Тайна колокольчиков. Изготовление колокольчиков из различных материалов"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (135,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • ознакомить с информацией о колоколах, о храмах Астраханской области, о
  • строительстве Лиманского храма;
  • развитие и закрепление уверенного поведения на сцене, развитие устной речи, памяти, артистичности, развитие моторики пальцев рук, творческого воображения и фантазии, умение правильно выполнять поставленные задачи;
  • прививать любовь и бережное отношение к традициям русской культуры.

Тип занятия: интегрированное занятие.

Предметы: технология и драматизация.

Педагогические технологии: творческие мастерские.

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, колокольчики, творческая выставка детских работ, запись звона колоколов Храма Христа Спасителя в Москве, видеоклипы, выставка работ;
  • для учащихся: самоклеющаяся бумага, клей, ножницы, пластиковые стаканчики, тесьма, бисер, стразы, бусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Педагоги: Здравствуйте, дети! Добрый день, коллеги!

(слайд №1)

1 педагог: “Сегодня к вашему вниманию представляем интегрированное  занятие по теме “Тайна колокольчика. Изготовление колокольчиков из различных материалов”

2 педагог: (слайд №2)

Итак, мы начинаем. (МУЗЫКА стихает)

2. Актуализация знаний.

Инсценирование: “Дорога к храму”

Выходит старик, а его догоняют внучата

Выходит старик, а его догоняют внучата

Слайд №3 (очертание храма, дороги, музыка)

Дети: Дед, а дед! Ты куда это собрался идти?

Старик: К храму дети мои.

Дети: Возьми нас, пожалуйста, с собой!

Старик: Ну, пойдемте.

Дети: Деда, что такое храм?

Старик: Храм - это специальное здание, в которое приходят помолиться Богу верующие люди. Его еще называют церковью. У нас на Астраханской земле много красивых церквей и храмов, потому что много верующих.

Слайд№4

На Лиманской земле тоже много верующих и в будущем в посёлке Лиман построят церковь Казанской Божьей матери. Самые красивые храмы находятся в столице Поволжья в городе Астрахани.

Слайды №5 (Астраханские храмы)

Слайд №6

Дед: Уже триста лет, УСПЕНСКИЙ СОБОР останавливает на себе взгляд любого, кто оказывается в Астрахани. Представить кремль и город без этого удивительного сооружения невозможно.

Мальчик:

Слайд№7

Я тоже знаю, мне бабушка рассказывала, что в Астрахани естьКАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

За величественный внешний вид и богатое убранство современники назвали Казанскую церковь жемчужиной Поволжья.

Дед:

Слайд№8

А как прекрасен, созданный усердием православных граждан храм Божий ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Он сверкает своим благолепием.

Слайд№ 9

А один из самых ярких храмов города Астрахани - ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Слайд № 10

Великолепен и ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Слайд № 11

И Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Такие великолепные храмы, что душа так и рвётся к ним.

Девочка: Так пойдем же поскорей к храму!

Старик:

Да, дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

Слайд № 12 с колокольным звоном

Девочка:  Дедушка, что это?

Мальчик: Как прекрасен этот звон!

Старик: Это колокольный звон, только в одной стране мира - в России, живет колокольная музыка.

Слайд №13

У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством.

Девочка: Дедушка, а для чего нужен этот звон?

Дедушка: Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Поистине колокол был голосом Родины, символом единения, величия государства.

Слайд № 14. (клип “ Золотое кольцо”)

Мальчик: Откуда же появились колокола?

Слайд № 15

Дедушка: Легенда о возникновении первого колокола. Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.

Слайд № 16

На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Самым большим колоколом, Считали колокол, отлитый в 1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

Мальчик: Дедушка, а что вы еще знаете?

Дедушка: К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена на прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун – в зависимости от звучания.

Девочка:  А вы знаете, я слышал такое стихотворение “Вечерний звон”

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!...

Дедушка:

Да, душа наполняется радостью и спокойствием, когда слышишь это стихотворение, автор этого стихотворения Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт. На эти слова написана даже песня.

Слайд№17

Звучит отрывок песни в исполнении Козловского)

Дедушка:

А еще говорят, что колокольный звон лечит, отпугивает нечистую силу. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – не много позвоните в него, и в этом волшебном звоне вы услышите спокойствие и поддержку.

Дедушка звенит над ухом ребятишек

Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.

Мальчик: Дедушка, а что ещё можно сделать с колокольчиками?

Дедушка: И поиграть можно! Выходи детвора на весёлую игру “Передай колокольчик”

Девочка: Дедушка, а как же эти колокольчики делают?

Дедушка: Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.

Слайд № 18, 19.

А ещё делали сувенирные колокольчики из дерева, глины, бумаги и других материалов. Колокольчик это символ мира и добра.

При храме были мастерские, в них работали мастера и подмастерье.

Девочка: Может, сходим в мастерскую посмотрим.

Подмастерье: Зачем далеко ходить, вот и мастерская, пойдемте, да и научимся делать эти колокольчики.

Мастер: Здравствуйте, уважаемые путники! Что привело вас к нам?

Дедушка:

Добрый день мастер! Мы хотим научиться делать колокольчики. Научите нас со своими подмастерьями.

Мастер:

Ну что ж, гости дорогие, проходите, научим вас это делать.

Мы многое умеем: выкладываем мозаикой из бисера иконы, пасхальные яйца. Посмотрите на наше мастерство. (ВЫСТАВКА)

Присаживайтесь, сейчас мы будем изготавливать колокольчики из различных материалов.

Слайд №21

3. Знакомство с темой занятия. Изготовление колокольчиков.

Педагог: Теперь вы познакомились с работами наших мастеров .Своим умением они могут поделиться с вами. Давайте вместе поработаем. Присаживайтесь, целью нашей работы будет изготовление колокольчиков из различных материалов. Колокольчик, как и любой предмет, должен быть “живым”, согретым человеческими руками, вобравшим в себя частицу души мастера, который его изготовил.

Слайд № 22

4. Проверка готовности рабочих мест.

Педагог: “Что нам понадобитьсядля работы?

Подмастерье: Для работы нам понадобиться :

  • самоклеющаяся бумага
  • пластиковые стаканчики
  • тесьма
  • бисер
  • стразы
  • бусы
  • клей
  • ножницы

5. Знакомство с технологией изготовления колокольчиков

Мастерская по изготовлению колокольчиков

Слайд №23

Технология изготовления колокольчиков

Педагог: “С чего же начнем нашу работу?”

Слайд № 24

Подмастерье:

- Возьмем тесьму, оденем на неё бусинку , закрепим её узелком.

Слайд № 25

Подмастерье:

- Продолжаем насаживать бусинки, но уже меньшего размера.Это ЯЗЫЧОК колокольчика.

Слайд № 26

Подмастерье:

- Берем пластиковый стаканчик, в нем уже приготовлено отверстие.

Слайд № 27

Вставляем туда язычок. Привязываем язычок к банту.

Мы смастерили колокольчик.

Слайд № 28

Подмастерье:

- Теперь нужно его украсить. Предлагаю нанести клей на край колокольчика. Он поможет он поможет закрепить тесьму или бусинки.

Педагог:

Слайд №29

Тут можно проявить свою фантазию и столько всякого натворить....

- сделать декупаж

- раскрасить акриловыми красками

- приклеить тесьму, кружева, обрезки красивой ткани, бусины, бисер... даже крупа подойдет! И не только манная!

- а можно использовать ту же самоклейку, вырезав из нее разные фигурки.

-тут же море возможностей!! все! останавливаюсь дальше подумайте сами.

Слайд № 30

(Дети изготавливают свои колокольчики)

6. Подведение итогов.

Педагог: (Презентация колокольчиков) Давайте покажем гостям  свои колокольчики.

7. Рефлексия.

Педагог:

- Что нового узнали на занятии ?

- Чему научились?

- Понравилось ли вам занятие?

- Давайте позвоним в них.

(Включить звон колокольчиков.)

“…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола”.

Дед:

Слышу вас колокола над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.

Мастер:

Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий, 
Чтоб всегда жила любовь 
Над Россией!”

Слайд №31

ПЕСНЯ ОБЩАЯ

Дед: Пора нам в путь дорогу, спасибо за гостинцы и за радость принесенную людям.

Мастер:

Добрый путь!

Мы желаем вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Читаем, учимся, играем, журнал-сборник №5, 2003 г.
  2. Журнал “Обруч” №2-№4 -2004 г.
  3. Сайт о колоколах, звонарях и церковном звоне России.

28.02.2015