Урок по теме «Кодирование информации»

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме “Кодирование информации” с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу “Информация вокруг нас”; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Средства обучения:

технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;

программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.

раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.

Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете “звездочку”. Таким образом, кто набирает больше всего “звездочек” по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.

2. Актуализация знаний. Приложение 1 (слайды № 1-20)

1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)

2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);

4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);

5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.

1. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией. (Хранение, передача, обработка).

Как называют объект, который передает информацию? (Источник)

Как называют объект, который принимает информацию? (Приемник)

Видеофрагмент – Передача информации.

Включается музыка.

Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).

То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.

Запишем в тетрадь тему урока – “Кодирование информации”.  Приложение 1 (слайды № 21-43)

Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент – Информация и ее носитель.

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ – с помощью чисел.
  • Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
  • Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки. (Нотная грамотность)
  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
  • Код используется для оценки знаний в школе. (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
  • Штрих-код в магазине на этикетках товаров.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110.
  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки. (Cообщения)
  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди. (Cообщения)

4. Закрепление материала

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.

Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.

Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)

Приложение 1 (слайды № 44-53)

  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “только смелым покоряются моря”;
  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “надвигается шторм, счастливого плавания”;
  • Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите. (Например, А – 1, Б – 2 и т.д.)

Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1. (Загадка)

Расшифруйте ребус. (Передача)

Задание с флеш-ролика. (Делает вместе)

Динамическая пауза (9 вопросов)

Задания на компьютере:

С использованием программного средства: ПМК “Мир информатики”. 4 год обучения. Тема кодирование информации.

  • Расшифровка сообщения:
  • Элементарно Ватсон
  • Впереди Земля
  • Продается двухместная летающая тарелка
  • Тридцать три утюга на подоконнике - знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.

1) Что вы понимаете под кодированием информации?

2) С какой целью люди кодируют информацию?

3) Что можно назвать кодом?

4) Какие знаки используются для представления информации при:

а) записи мелодий;

б) записи арифметических выражений;

в) оформлении календаря погоды;

г) управлении движением транспорта?

6. Домашнее задание. Приложение 2

§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.