«Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Разделы: Работа с дошкольниками


В 1998 году детский сад № 24 открыл первые в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды, не передвигающиеся без посторонней помощи. Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень физического развития.

Педагогами ДОУ был собран материал, разработан и осуществлен проект “Зоотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья”. Данная тема была выбрана не случайно. Сейчас детские сады посещает очень большое количество детей с ограниченными возможностями. Данный проект помог детям, имеющим нарушения в развитии преодолеть страхи и неуверенность, оказал значительное благоприятное воздействие на детей с невротическими, психическими заболеваниями, с задержкой умственного развития.

Давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Ежедневные прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, а поглаживание кошки успокаивает нервы. Но в последнее время животных стали активно использовать и при реабилитации людей с тяжелыми заболеваниями – детский церебральный паралич (ДЦП), олигофрения, задержки психического развития. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами.

В ходе реализации проекта по зоотерапии наш детский сад сотрудничал с приютами для животных, которых мы приглашали на занятия с детьми с ОВЗ. Нам пришла идея о написании проекта “Мы в ответе за тех, кого приручили” в рамках программы “2013 год – год охраны окружающей среды”, целью которой является повышение экологической грамотности самых широких слоев населения, и в первую очередь, учащихся образовательных учреждений разного уровня.

Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что не замечают, но эта проблема бездомных животных остается актуальной. Даже сами по себе уличные животные составляют множество проблем для человеческого общества. По пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Правда, нельзя сказать, что озлобленность вызвана не обоснованной агрессией, в большинстве случаев это всего лишь ответная реакция на жестокое отношение людей к животным. Также нужно отметить проблему распространения опасных заболеваний, которые распространяются среди бездомных животных и могут передаваться людям различными путями (при укусе – бешенство, при поглаживании – гельминтозы, лишаи и др.). Люди не задумываясь, избавляются от заведенных ими питомцев, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных.

Проект предполагает создание информационного ресурса как в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации) по программе “Окружающий мир”, который поможет родителям и педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели.

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  2. Привлечь к проблеме защиты бездомных животных детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
  3. Формирование человека “нового типа”, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Описание проекта.

Особенность проекта “Мы в ответе за тех, кого приручили” в том, что весь материал будет доступен в On-line режиме, будет постоянно пополняться новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов дошкольного учреждения.

В ходе реализации проекта планируется ряд мероприятий:

  • Организовать и провести акцию “Мы в ответе за тех, кого приручили” с выпуском “листовок”, где будет привлечено внимание к проблеме бездомных животных.
  • Поиск хозяев для бездомных животных.
  • Организация праздников и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с приглашением детей, посещающих соседние детские сады и их родителей.
  • Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ с сотрудниками и питомцами приюта “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Информация проекта разбита на шесть блоков:

Cхема

1 блок “Работа с родителями”:

  1. Информация на стенде
  2. Консультации
  3. Тематические родительские собрания
  4. Привлечение родителей к изготовлению листовок и брошюр
  5. Распространение листовок и брошюр
  6. Проведение праздника “Дай лапу, друг”
  7. Совместное, организованное посещение приюта для бездомных животных.
  8. Показ слайд шоу
  9. Сбор корма и медикаментов для приюта

2 блок “Работа с детьми”:

  1. Показ мультимедийных презентаций
  2. Совместное с родителями посещения приюта для бездомных животных
  3. Проведение праздника “Дай лапу, друг”
  4. Проведение праздника “День защиты животных”
  5. Беседы
  6. Рисование
  7. Конструирование
  8. Аппликация
  9. Лепка
  10. Изготовление игрушек для бездомных животных
  11. Изготовление книжек малышек о бездомных животных

3 блок “Работа с педагогами”:

  1. Информационный стенд для педагогов
  2. Консультации
  3. Проведение круглых столов
  4. Посещение приютов для животных
  5. Сбор корма и медикаментов для приюта
  6. Просмотр мультимедийных презентаций
  7. Помощь в организации и проведении праздников: “Дай лапу, друг”, “День доброты”, “День защиты животных”
  8. Распространение листовок и брошюр

4 блок “Сотрудничество с приютами для животных”:

  1. Совместное посещение приюта для животных (дети, родители педагоги)
  2. Оказание посильной помощи приюту
  3. - выгул животных

    - чистка клеток животных

    - распространение информации о животных которые ищут хозяев

    - привезти корма для животных

    - привезти медикаменты для животных

    - дети дарят игрушки которые изготовили самостоятельно

  4. Совместное проведение праздников: “Дай лапу, друг”, “День доброты”, “День защиты животных”
  5. Пригласить приют в гости в детский сад.

5 блок “Трансляция проекта среди МБДОУ”:

  1. Консультации
  2. Проведение круглых столов
  3. Мультимедийные консультации
  4. Распространение брошюр, листовок
  5. Пригласить на проведение совместных мероприятий.
  6. Совместное посещение приютов

6 блок “Трансляция проекта через СМИ”:

  1. Статьи в газету
  2. Выпуск буклетов
  3. Выпуск пригласительных билетов на выставки кошек и собак
  4. Пригласить на праздники: “Дай лапу, друг”, “День доброты”, “День защиты животных”
  5. Размещение объявлений о поиске хозяев для животных

Применение дистанционных-информационных ресурсов способствует:

  • повышению доступности качественного образования, в т. ч. специального, для детей, не имеющих возможности посещать детский сад;
  • повышению педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проект “Мы в ответе за тех, кого приручили” поможет:

1. Воспитанию бережного отношения к домашним животным в современном обществе, люди должны считать преступным убиение животных, выбрасывание их на улицу. Если нет определенных условий для содержания питомцев, то это просто непорядочно их приобретать.

2. Сформировать принципы благополучия животных:

  • никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;
  • никто не имеет право бросать домашнее животное;
  • любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.

3. Применять принцип доступности, позволяющий легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, тренажеров удаленного доступа и др.);

Проект позволяет использовать принцип гибкости, который дает возможность участникам образовательного процесса работать в подходящем для них темпе и в удобное время.

Принцип модульности, позволяющий родителю и педагогу использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательных программ) для применения индивидуальных образовательных маршрутов;

Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, учитывающий зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого ребенка.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Библиографический список

1. Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007)

2. Алеся Лонская Товарищи, где собачонка? План по отлову в столице бродячих собак выполняют за счет сторожевых и домашних (рус.) // Новые известия. — Москва: 30 июня 2009.

3. Алина Меледина Собачий бюджет (рус.) // Вести. — Москва: 28 октября 2009.

4. Антон Размахнин Убить нельзя кастрировать (рус.) // Газета. — Москва: 16 июля 2009.

5. Брэд Круз О собаках московского метрополитена (рус.) // Русская служба Би-би-си. — Москва: 27 июля 2009.

6. Гусева Т.Г., Попа Л.Л., Сербинова Л.П. Постдомашние собаки как структурный компонент териофауны населенных пунктов //Чтения памяти А.А. Браунера. - Одесса: Астропринт, 2000. С. 72-75.

11. Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.

12. Ларин С. Комплексная программа сокращения численности бездомных животных в городе Челябинск. - Челябинск, 2006. - 31 с.

13. Лужков: Москве нужны крупные питомники для бездомных животных (рус.) // Взгляд. — Москва: 16 мая 2009.

14. Материалы исследований по программе сокращения численности БЖ в Институте Проблем Экологии и Эволюции имени А.Н. Северцова по поручению мэрии Москвы (“Московская программа стерилизации”).

15. Ольга Караулова Москва освоит 900 млн на жилье для собак (рус.) // BFM.RU. — Москва: 26 мая 2009.

16. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html

17. Поярков А.Д. Исторический (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино. - 1986. - С. 179-200.

18. Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.

19. Проблема бродячих животных в Москве (рус.) // NEWSmsk.com. — Москва: 26 мая 2009.

20. Проект Программы снижения численности бесприютных собак на улицах города Одессы. Одесское городское общество охраны и защиты животных

21. Светлова Елена В Москве хорошо зачищают собак (рус.) // МК. — Москва: 11 июня 2009. — № 25077.

22. Светлова Елена Москва не насобачилась жить по-европейски (рус.) // МК. — Москва: 6 октября 2009. — № 25175.

23. Собачники напали на Лужкова (рус.) // Дни.ру. — Москва: 16 июня 2009.

24. Юлия Балашова Отлов ведется в соответствии с планом (рус.) // Новая газета. — Москва: 21 апреля, 2009.

14.04.2015