Интегрированное занятие "Русский фарфор из Подмосковья" (описание трудовых процессов)

Разделы: Химия, Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная и групповая работа по составлению словарика и алгоритма описания трудовых процессов на производстве с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты

Предметные: научиться применять алгоритм описания трудовых процессов на производстве.

Универсальные учебные действия

  • Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые и другие явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления плана.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности на основе алгоритма решения задачи.

Ход занятия

I этап. Организационный этап (мотивационный)

1.Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель русского языка. На уроке русского языка в качестве домашнего задания вам было предложено написать сочинение, главным в котором должно быть описание действий. Большинство из вас справились с заданием успешно. Вы выбрали самые разные темы, например: “Как я лепила коня”, “Мой табурет”, “Подарок маме”, “Как я на рыбалку ходил”.

На сегодняшнем занятии мы продолжим работу по теме, только теперь нам предстоит отправиться на производство, после знакомства с которым вам предстоит описать его стадии.

II. Этап целеполагания: совместное выявление и постановка целей и задач занятия

1. Учитель русского языка. Речь пойдёт о современном производстве, но предметы, которые там изготавливают, были нужны людям и в древности. Что же делают на этом заводе? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте народную загадку:

Был я копан, был я топтан,
Был я на кружале, был я на пожаре,
Был я на обваре,
Сто голов кормил,
Сделался стар — пеленаться стал,
Выбросили за окно — и собакам не надобен.

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходила глина, прежде чем стать керамическим изделием. Сначала глину надо было выкопать, затем её топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в неё камушки. После такой обработки глина поступала на “кружало”, то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на “пожар”, а точнее в печь, где после обжига он становился твердым, как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать “на обваре”. Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок “сто голов кормил”, а вот почему он в старости “пеленаться стал”, современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить ещё долгие годы.

Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки — родственники закоптелых печных горшков. Чем же отличается изготовление глиняной посуды на современных производствах от того, как её делали в древности?

В прошлом году мы побывали на Гжельском фарфоровом заводе и увидели, как изготавливают знаменитую гжельскую посуду. Сегодня продолжится наше знакомство с производствами, о которых известно далеко за пределами родной нам Московской области. Мы совершим заочную экскурсию по Вербилковскому фарфоровому заводу, история которого началась с “Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках”, известной ещё с XVIII века. А поможет нам в этом учитель химии.

2. - Как вы считаете, какие задачи надо решить, чтобы написать сочинение-описание трудовых процессов на производстве? (написать план будущего сочинения, а для этого по ходу рассказа необходимо вести записи, т. е. составить словарик описания трудовых процессов).

- От того, насколько внимательно вы воспроизведёте стадии производства, зависит конечный итог работы на сегодняшнем занятии – коллективное составление плана вашей группой.

III. Этап освоения нового (исследовательский этап)

Показ презентации сопровождается рассказом учителя.

1. Учитель химии. Слайд 1. Понять особенности стадий производства фарфора нам поможет наука, которую вы начнёте изучать только в 8 классе, - химия.

Совершим экскурсию по Вербилковской фарфоровой фабрике.

Слайд 2. Фарфоровая фабрика в подмосковном посёлке Вербилки была основана  в 1754 году англичанином Францем Гарднером.  Здесь сохранили уникальное производство тонкостенных изделий, которые отличаются необыкновенной белизной и лёгкостью.

Слайд 3. Фарфор – керамический материал, непроницаемый для воды и газа, состоит из каолина (белой глины), глины, кварца и полевого шпата. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Слайд 4. В XVIII веке с открытием русским учёным Д. И. Виноградовым секрета изготовления фарфора начался выпуск тонкостенной керамики. Процесс изготовления фарфора очень сложен и остаётся неизменен и в наши дни. Например, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80   технологических операций.  Посмотрим, как же создается фарфор в настоящее время. Назовём основные этапы производства.

Слайд 5. Сначала подготавливают сырьё. В подобной керамике все составляющие абсолютно натуральны, природного происхождения. Твердые материалы: каолин, шпат, гипс, соду, глину, морскую соль – измельчают, добавляют воду и смешивают.

Слайд 6. Однородную массу пропускают через сито и электромагнит и избавляются от воды в специальных фильтрах. Это делается для того, чтобы создать как можно более однородную массу для хорошей сцепки элементов, что является залогом прочности фарфора.

Слайд 7. Полученная масса, имеющая сметанообразную форму, называется шликер.

Слайд 8. Фарфоровая масса подаётся на узел формовки. Существуют разные способы формования изделий. 1) Сливной способ: шликер заливают в разъёмную гипсовую форму и оставляют в ней на определенное время. Гипс быстро впитывает влагу, и на стенках формы откладываются твердые частицы, которые образуют стенки изделия. После выдержки шликер сливают, а гипсовую форму с изделием подвергают медленной сушке.

Слайд 9. 2) Полнотелые изделия сложной формы, например ручки для чайников, крышки, изготавливают наливным способом. Шликер наливают в гипсовую разъёмную форму, где он полностью затвердевает.

Слайд 10. Для изготовления плоских изделий глиняный пласт разравнивают роликом при вращении формы. Для получения полых изделий, например чашек, сахарниц, заготовку массы помещают в форму и раскатывают специальным профильным роликом.

Слайд 11. Следующий этап – сушка – состоит из двух стадий: предварительная стадия (подвяливание) – в гипсовых формах и окончательная – без форм. Плоские изделия сушат только в гипсовых формах. Корпус полых изделий (чашек, чайников, сахарниц) после предварительной сушки вынимают из форм.

Слайд 12. Затем они поступают на конвейер, где работницы присоединяют к изделиям приставные детали: ручки, носики и другое. 

Слайд 13. Еще один этап в производстве фарфоровой посуды - глазирование. В большую ёмкость заливают раствор глазури и окунают в него поочередно каждое изделие на несколько секунд, а лишнюю влагу убирают, чтобы на готовом изделии не было капель или натёков. Вслед за этим производят обжиг.

Слайд 14. При обжиге применяют печи непрерывного действия, т. е. их не выключают. Так поддерживается более строгий температурный режим, сокращается время обжига. Необходимо тщательно соблюдать технологию, ведь глина может треснуть, дать несимметричную усадку.

Слайд 15. Прочность фарфора достигается  за счёт высокой температуры обжига, благодаря чему происходит сцепка всех компонентов.  Вначале – до 900°С в течение 24 часов, а  после глазирования — при температуре 1380-1430°С до двух и более суток. Обжигов может быть больше. Их количество зависит от способов декорирования изделий.

Слайды 16-17. Перед вторым обжигом тарелки склеивают друг с другом, чтобы они не потеряли форму, и по конвейеру доставляют в печь. После обжига их рассоединяют слабым постукиванием молотка.

Слайд 18. Декорирование изделий – последняя стадия производства фарфора. При декорировании может применяться декаль — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на бумаге и сверху покрытая  специальным лаком. При  обжиге уже декорированного изделия   плёнка выгорает, а  краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остаётся рисунок.

Слайды 19 -21. Существуют и другие способы украшения изделий. Керамика либо покрывается глазурью, обжигается и украшается надглазурной росписью, либо расписывается вручную, покрывается глазурью и обжигается. Подглазурные краски более долговечны, т.к. сверху  защищены глазурью.

Слайд 22. Роспись – это творческий, художественный процесс. Каждая деталь прорабатывается. Мелочей не бывает. Это увлекательная работа, к которой нередко хочется приобщиться, “познакомившись” с её чудесами: коричневый цвет после обжига начинает гореть золотом.

Слайд 23. Так фарфор приобретает свои лучшие качества: становится практичным, удобным в использовании, не пропускает влагу, запахи, он настолько прочен, что может служить веками.

Слайд 24. Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777 году императрица Екатерине II заказала ему большой сервиз – “Георгиевский”, предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия.

Слайд 25. Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже – святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам.

Слайд 26. Фарфору более двух тысяч лет, но он и по сей день царствует среди декоративных материалов. А ведь именно благодаря химии люди научились создавать такую красоту! Давайте теперь посмотрим, запомнили ли вы основные стадии производства фарфора.

2. Учитель русского языка. Представьте от группы наиболее полный словарик описания трудового процесса (перечень ключевых слов).

Представление каждой группой своего словарика. Во время опроса ученики могут дополнить свои словарики понравившимися словами.

3. Коллективное составление плана описания трудовых процессов в группах.

4. Обсуждение получившихся планов, выбор лучшего.

5. Демонстрация слайда с перечнем основных стадий производства фарфора.

IV. Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализация компетенций учащихся)

Учитель русского языка. Вернёмся к вашим сочинениям по теме “Описание действий, трудовых процессов” – работы получились очень интересными. Но, к сожалению, не всем из вас удалось избежать речевых ошибок. Самыми распространёнными из них стали неоправданные повторения слов. Чтобы не делать подобных ошибок, необходимо выполнить упражнение на их предупреждение.

Упражнение. Устраните неоправданное повторение слов, указывающих на последовательность действий. Запишите исправленный вариант отрывка из сочинения. Подчеркните синонимы.

Папа взял длинную рейку и распилил её пополам. Потом рубанком тщательно обстругал её, сделал круглой. Потом шкуркой отшлифовал рейку, она стала гладкой, приятно в руки взять! Потом папа один конец аккуратно распилил, ловко вставил в этот распил фанерку и прибил её гвоздиками к палке…

Тот, кто раньше из вас справится с работой, предложите свой вариант для остальных учеников.

Слова для справок: затем, после этого, дальше, вслед за этим.

V. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)

Написать сочинение, главным в котором должно быть описание этапов современного производства (всех или отдельного этапа, например роспись готового изделия).

При этом обучающиеся могут описать и другие производства, которые они по совету учителя, возможно, посетят вместе с родителями, например фабрику ёлочных игрушек в Павлово-Посадском районе Московской области.

Если учитель посчитает необходимым, он может прочитать в качестве образца (можно только слабым учащимся) сочинение о посещении производства, написанного предыдущими поколениями учеников. (Приложение.)

VI. Этап диагностики и рефлексии

- Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, готовность к сочинению (комментирование выставленных оценок).

- Что ты для себя открыл нового?

Список литературы и источников

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
  2. Булавин И. А. Технология фарфорового и фаянсового производства. - М.: Легкая индустрия, 1975. – 448 с.
  3. Глиняная посуда своими руками // [Электронный ресурс] // http://dr-survivors2012.narod.ru/index/0-19
  4. Дулькина Т. И. Марки российского фарфора и фаянса 1750 — 1960. - М.: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. – 432 с.
  5. Картинки Googie // [Электронный ресурс] // www.google.com/imghp?hl=ru
  6. Похвалинская Л. Е. Волшебный мир фарфора. - Казань: Издательство Заман, 2003. – 160 с.
  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс - М.: Просвещение, 2009. – 101 с.
  8. Русский художественный фарфор / Под. ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. Л.: Гос. издательство, 1924. – 162 с.
  9. Русский фарфор. Вербилки // [Электронный ресурс] // http://www.farforverbilki.ru
  10. Яндекс. Картинки: поиск изображений в Интернете // [Электронный ресурс] // http://www.images.yandex.ru

Для презентации были использованы фотографии, сделанные одним из авторов статьи, – Воробьевой Л.В.