Урок русского языка по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (второй урок). 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать умения использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы; пользоваться различными типами лингвистических словарей.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: выполнение знаково-символических действий; умение структурировать знания.
  • Коммуникативные: умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, в группе; умение добывать недостающую информацию с помощью словарей.
  • Регулятивные: умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи, способность к рефлексии собственной деятельности.
  • Личностные: уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку.

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Диск по русскому языку к комплекту “Перспектива”
  • Словари (синонимов, антонимов, омонимов)

1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Хорошее настроение будет помощником на уроке.

2. Чистописание. /списывание с образца под медленную мелодию/

(работа проводится в тетрадях по чистописанию)

Юг Юж Юр Юл Юл

Южный ветер принёс на своих крыльях тепло озябшим полям.

- Дайте характеристику предложению. ( повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

Назовите образное выражение, которое придает красоту предложению.

Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

  • ветер (какой?) южный
  • принес (что?) тепло
  • принес (на чем?) на крыльях
  • принес (чему?) полям
  • полям (каким?) озябшим

3. Проверка домашнего задания.

- Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое омонимы?

Если есть вопросы в домашнем упражнении, то они разбираются.

- Запишите в тетрадке число, классная работа, день недели. Устно назовите орфограммы.

4. Словарная работа.

Слова с пропущенными буквами появляются на интерактивной доске.

- Вставьте буквы.

  • ле.ко
  • к.м.ндир
  • лё.кий
  • в.лноваться.
  • к.мандовать
  • к.манда

Учащиеся переписывают слова в тетрадь и проверяют по образцу на интерактивной доске.

- Назовите однокоренные слова.

На полях оцените свою работу. (рисуют смайлик)

5. Тема урока, работа по теме урока.

- Подберите синоним к слову озябшим.

Если у нас возникают затруднения куда мы обратимся? (к учителю, словарям, к учебнику).

На прошлом уроке мы говорили о синонимах, антонимах, омонимах.

- Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

  • Как вы думаете, достаточно ли имеющихся знаний? Почему?
  • Какую цель поставим перед собой на уроке?

Продолжим работу с синонимами, антонимами, омонимами. Будем учиться употреблять такие слова в речи, пользоваться словарями.

Работа по учебнику

- Прочитайте вопрос Совёнка на с. 88. Ответьте на него.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна освещает снег летучий. (А.С.Пушкин)

- Какую роль играет в стихотворении слово мчатся?

Почему А.С.Пушкин выбрал именно это слово? (Оно усиливает впечатление от картины природы, помогает представить происходящее).

6. Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
1, 2, 3, 4, 5!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад). Повторить несколько раз.

Группа 4-5 человек проводит исследовательскую работу со словарями и результаты своей работы представляет одноклассникам (которые их и оценивают). Остальные учащиеся работают по учебнику, с. 88 №142.

- Как вы думаете, может ли одно и то же слово иметь такие синонимы: мягкий, добрый?

(Комментированное письмо).

- Какую роль в речи играют такие слова? (Они уточняют, усиливают значение слова).

Работа в парах с.88 №143. Коллективная проверка.

Самостоятельная работа с.89 №145.

Работа со словарями (карточка). Учащимся выдаются словари.

1) Докажи, что слова командир и командовать не являются синонимами.

2) В каком словаре вы нашли статью о слове “кулон”?

3) Приведите примеры антонимов и прочитайте статью из словаря.

Вопросы для рассуждения/обсуждения

- Скажите, что нужно делать, чтобы обогащать свою речь? (читать)

- Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?

- Полезное ли это дело – чтение словарей?

Задайте эти вопросы ребятам и поделитесь с ними к каким выводам вы пришли.

7. Подведение итогов урока.

  • Какие слова мы сегодня учились употреблять?
  • Какую роль они играют в нашей речи?
  • Какой фразеологический оборот может описать человека, который умело использует синонимы, антонимы в своей речи? (За словом в карман не полезет).

Тест (позволит учителю проверить знания детей и наметить работу на следующий урок).

На интерактивной доске появляются вопросы и варианты ответа. Ребята на пульте делают свой выбор.

8. Домашнее задание.

С.89 №144.


Приложение

Тест

А. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной

1. словарь антонимов

2. словарь синонимов

3. словарь омонимов

4. орфографический словарь

Б. Словарь, который поможет подобрать противоположное слово

1. синонимов

2. антонимов

3. толковый

В. Как называются выделенные слова? три рубля – три сильней

1. антонимы

2. омонимы

3. синонимы

Г. Укажи лишнее слово в ряду синонимов

1. грустно

2. тихо

3. печально

4. тоскливо

Д.Подбери антоним к слову “говорить”

1. молчать

2. шептать

3. беседовать

Е. Какое слово является многозначным?

1. учебник

2. обложка

3. ручка

30.04.2015