Программа внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии». 5–9-е классы

Разделы: География


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая” [3].

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

лесообразность курса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами. В 7-9 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

Форма организации занятий: кружок.

Особенности класса: программа предназначена для мотивированных детей общеобразовательных классов. В 2014-2015 учебном году работа по этой программе начинается в 5 “А” классе. Дети этого класса в начальной школе обучались по экспериментальной программе О.А.Поповой в рамках региональной инновационной площадки Института образования и развития личности (г.Москва). Обучающиеся имеют хорошую теоретическую базу, у них сформирован познавательный интерес, есть предпосылки для углубленного изучения любого материала. География – это социальный заказ детей и их родителей.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

Основные принципы построения программы:

  • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
  • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
  • сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
  • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности в рамках сотрудничества с Орловским государственным университетом и Национальным парком “Орловское полесье”.

Этапы реализации программы:

5-6 классы. Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование интереса к географии;
  • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
  • обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:
  • формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  • формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;
  • формирования представления о странах мира.

7 класс. В курсе “Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • расширение представлений о природе Земли;
  • создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
  • развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;
  • развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
  • формирование представления о странах и народах мира.

8 класс. Курс “Карта – второй язык географии. География России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование умения работы с картами различного содержания;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
  • формирование представления об изменениях административной карты РФ;
  • формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;
  • развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
  • предпрофильная ориентация.

9 класс. Курс “Карта – второй язык географии. GIS-технологии” способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.

Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • показать основные отличия бумажных и электронных карт;
  • познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;
  • показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;
  • формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;
  • предпрофильная ориентация.

Содержание курса “Карта – второй язык географии . Географические модели Земли” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание программы.

5 класс. 35 часов.

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.

Содержание программы.

6 класс. 35 часов.

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

  1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.
  2. Определение географических координат.
  3. Составление географического описания по карте.
  4. Проект “Использование географических карт”.

Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

  1. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа
  2. Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

  1. Географические названия своей местности.
  2. Проект “Каталог географических названий Орловской области”.
  3. Проект “Тропами Орловского полесья”

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

  1. Проект "Сказочная карта Европы".

Приложение 1

Список литературы для учителя

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
  2. Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.
  3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.
  4. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
  5. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.
  6. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
  7. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
  8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
  9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.
  10. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.
  11. Тихий В.И. Изучение географии Орловской области в школе. Орел, 1997 г.

13.04.2015