Урок русского языка "Род несклоняемых имен существительных". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


 

Тип урока Урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями
Форма урока Урок-практикум
Планируемые результаты урока
Предметные: Метапредметные: Личностные:
Знать:

способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих

людей;

животных и птиц;

географические объекты;

неодушевлённые предметы;

а также сложносокращённых существительных.

Уметь:

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

Применять:

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

познавательные УУД:

ставить и формулировать проблему;

ставить и формулировать цели решения проблемы;

анализировать учебно-научный текст;

извлекать информацию из учебно-научного текста;

выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке;

конструировать собственный текст;

регулятивные УУД:

систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

коммуникативные УУД:

адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему мнению;

формулировать собственное высказывание;

адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

желание составить собственный текст;

желание оценивать собственную деятельность

Основные понятия темы Имя существительное, несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) Технология развития критического мышления
Организация пространства (формы организации учебной деятельности) Индивидуальная, групповая (4 группы учащихся)
этапы организации учебной деятельности Цели этапа

Формируемые результаты

(предметные и метапредметные)

Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Орг. момент Создание эмоционального и мотивационного настроя Сегодня вы будете выполнять записи в рабочих тетрадях*, для каждой группы своя тетрадь (см. Приложение 1, тетради для удобства желательно распечатать на цветной бумаге в виде брошюры, для каждой группы свой цвет). А в конце урока попробуете сами оценить свою работу на уроке.  
I. Стадия вызова Предметные:

повторить понятие “несклоняемые имена существительные”;

Познавательные:

ставить и формулировать проблему;

ставить и формулировать цели решения проблемы;

ставить и формулировать проблему;

Коммуникативные:

формулировать собственное высказывание;

Регулятивные:

систематизировать имеющиеся сведения до работы с новой информацией;

Организовывает погружение в проблему, создает проблемную ситуацию. Преподаватель задаёт вопросы по формулировке темы и целей урока:

Послушайте шуточное стихотворение о кенгуру:

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Что в нём вызывает смех?

Какие существительные называются несклоняемыми?

Как правильно: кенгуру зашел(а),(о)?

Сформулируйте тему нашего урока (слайд 2, 3). Запишите в рабочей тетради.

Какие знания нам понадобятся на уроке для работы над этой темой?

Заполните графу 1 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал” (слайд 4).

А какова будет цель урока?

Заполните графу 2 таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал”

А зачем нужно уметь определять род?

слушают текст стихотворения,

отвечают на вопросы преподавателя,

формулируют тему и цели урока,

заполняют первые две графы таблицы “Знаю – Хочу знать – Узнал”

II. Стадия осмысления

1 этап

Предметные

Знать:

способы определения рода несклоняемых имён существительных, обозначающих

людей;

животных и птиц;

географические объекты;

неодушевлённые предметы;

а также сложносокращённых существительных.

Метапредметные

Познавательные:

анализировать учебно-научный текст;

извлекать информацию из учебно-научного текста;

выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке.

Коммуникативные:

формулировать собственное высказывание;

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

Создает условия для самостоятельного изучения учащимися учебного материала.

Как же определять род несклоняемых имен существительных?

Откройте рабочие тетради, прочитайте учебно-научный текст.

Составьте кластер (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы) (см. Приложение 2) на тему

1 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих людей”;

2 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих животных, птиц”;

3 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты”;

4 группа “Род сложносокращенных существительных”.

Представьте свой кластер классу (1 ученик от группы)

Посмотрите, как это получилось у меня (слайд 5 - 8)

работают в группах с учебно-научным текстом;

составляют кластеры (сначала каждый в своей тетради, затем общий от группы);

выдвигают выступающего для защиты кластера;

слушают защиту выступающих от каждой группы;

сравнивают свои кластеры с кластерами преподавателя;

задают вопросы.

Физкультминутка Здоровьесбережение Попробуем применить знания на практике. Если я назову несклоняемое существительное муж. рода, вы должны присесть, жен. рода – поднять руки вверх, средн. рода – развести руки в стороны. Выполняют упражнения.
II. Стадия осмысления

2 этап

Предметные

Уметь:

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

Применять:

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

Метапредметные

Познавательные:

осуществлять функцию переноса полученных знаний на практику; анализировать языковое явление;

классифицировать языковой материал.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

Не у всех пока получается правильно определять род несклоняемых существительных. Нужно потренироваться.

Выполните 4 задания (см. Приложение 3)

(слайд 9), запишите ответы в рабочие тетради.

Проверьте себя по ключу (слайд 10 - 13)

выполняют тренировочные задания в группах, записывают ответы в рабочие тетради;

проверяют себя по ключу.

II. Стадия осмысления

3 этап

Предметные

Уметь:

определять род несклоняемых имён существительных;

правильно употреблять их в речи.

Применять:

полученные знания для согласования несклоняемых имён существительных с прилагательными и глаголами.

Метапредметные

Познавательные:

конструировать собственный текст.

Коммуникативные:

формулировать собственное высказывание;

адекватно использовать письменные, речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

А теперь творческое задание (по группам). Составьте текст рекламы с использованием несклоняемых имён существительных (слайд 14 - 18) (см. Приложение 4):

1 группа - реклама выставки животных в городском парке для жителей и гостей нашего города;

2 группа - реклама товаров, которые продаются в магазине “Гостиный двор”;

3 группа - реклама тура по экзотическим местам нашей планеты;

4 группа - реклама меню кафе “Сладкоежка”;

выполняют творческое задание в группах, используя материал для групп;

читают текст рекламы (1-2 человека от группы).

III. Рефлексия Метапредметные

Познавательные:

выяснение результативности (групповой, индивидуальной);

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения.

Вернёмся к таблице “ЗХУ”. Заполните последнюю графу (слайд 19).

Оцените свою работу на уроке: поставьте баллы за каждый этап, по баллам поставьте оценку в тетради и на стикере (слайд 20 - 21).

Подпишите стикеры (вначале урока раздаются учащимся) и прикрепите их на доске на листах “5”, “4” и “3” (см. Приложение 5) (перед выходом из класса).

заполняют последнюю графу в таблице “ЗХУ”;

оценивают свою работу на уроке (ставят баллы за каждый этап в рабочей тетради, ставят себе отметку).

* для оформления рабочих тетрадей использованы рисунки из книги Т.Г. Рик “Здравствуйте, Имя Существительное”