Урок ОБЖ "Пожары. Средства пожаротушения. Правила поведения". 5-й класс

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  • Учебные: обучение учащихся правилам поведения во время пожаров и основным способам защиты, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
  • Развивающие: повышение уровня подготовки учащихся и формирование умений правильно определить свое поведение в экстремальных условиях в социуме.
  • Воспитательные: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Педагогические задачи - формирование внимания, осознанности действий, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, стремления к экспериментированию, творческой инициативы.

Познавательные задачи - поиск обучающимися новых знаний в области безопасности жизнедеятельности и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация по теме “Пожары”, учебник, огнетушитель, первичные средства пожаротушения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности).

II. Введение новой темы.

Вводное слово учителя.

Учитель. Ребята, вспомните причины аварийных ситуаций в жилище (ответы детей).

Как вы думаете, какая ситуация самая опасная?” (ответы ребят: пожары, поражение электрическим током и т. д.).

Учитель. Сегодня мы поговорим о пожарах.

Просмотр компьютерной презентации (в ходе просмотра учащиеся отвечают на вопросы теста, принимают участие в обсуждении отдельных вопросов). В середине просмотра - физ. минутка.

Действия при пожаре

Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Возможность создания условий для его возникновения или быстрого развития представляет собой пожарную опасность (слайд 2).

Пожар в жилище был и остается наиболее опасным видом экстремальной ситуации. Это объясняется его способностью быстро распространяться, особенно в условиях многоэтажных зданий с хорошей тягой; комбинированным воздействием на человека (повышенная температура, удушающие и отравляющие газы); морально-психологическим потрясением, ведущим к возникновению паники (слайд 3).

Пожар уносит больше человеческих жизней, чем другие аварийные ситуации. Главная причина тому - беспечность людей и непонимание, что пожара можно либо избежать, либо ликвидировать в первые же минуты. Причем это под силу каждому человеку (слайд 4).

Прежде чем перейти к правилам поведения при пожаре, предлагаю один из тестов для проверки знаний по правилам пожарной безопасности (слайды 5 - 15):

1. Если случится пожар, как ты будешь действовать?

  1. Позвоню по телефону “01” - 3
  2. Позову на помощь - 2
  3. Убегу, никому ничего не скажу - 0

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом?

  1. Открою окно, не закрыв дверь - 0
  2. Буду продвигаться к выходу - 2
  3. Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу - 3

3. Если загорелась электропроводка?

  1. Буду тушить водой - 0
  2. Обесточу электросеть, затем приступлю к тушению - 3
  3. Буду звать на помощь - 1

4. Если на вас загорелась одежда?

  1. Побегу, попытаюсь сорвать одежду - 0
  2. Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя - 3
  3. Завернусь в одеяло - 2

5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке?

  1. Накрою сковородку мокрым полотенцем - 3
  2. Буду тушить водой - 0
  3. Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу - 0

6. Если при разжигании газовой колонки или духовки газовой плиты спичка погасла, не успев воспламенить газ, что ты будешь делать?

  1. Достану вторую спичку и стану зажигать газ - 0
  2. Перекрою газ - 2
  3. Перекрою газ и проверю тягу - 3

7. Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?

  1. Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь - 3
  2. Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз - 1
  3. Буду звать на помощь - 1

8. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

  1. Пройду мимо - 0
  2. Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев - 3
  3. Сообщу об этом взрослым - 2

9. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?

  1. Остановлю, объясню, что это опасно - 3
  2. Пройду мимо - 0
  3. Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие - 3

10. Если во время интересной телепередачи ты увидел, что из телевизора пошел дым, как ты должен поступить?

  1. Продолжу смотреть телепередачу - 0
  2. Позову на помощь взрослых - 2
  3. Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению - 3

Если в сумме вы набрали 25— 30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих товарищей.

Если вы набрали 20— 24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности. Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь (слайд 16).

Правила поведения при пожаре (слайды 17 - 23)

- Независимо от его размера или загорания и даже при обнаружении хотя бы признаков горения следует вызвать пожарных по телефону “01* или 112”. При этом сообщи дежурному:

1). Причину вызова (что горит);

2). Точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);

3). Свою фамилию и номер телефона.

Обязательно запиши фамилию и номер дежурного, принявшего твой вызов.

- Если огонь еще невелик, попробуй справиться с ним сам, используя подручные средства для тушения: плотную мокрую ткань и воду.

- Перекрыть кран подачи газа, выключить электроприборы и закрыть плотно окна и двери в квартире.

- Выходить из квартиры по изученному, наиболее безопасному пути.

- Если лестница и коридор заполнены густым дымом, а выйти по наружной лестнице невозможно (или ее нет), оставайтесь в квартире, закройте входную дверь, законопатьте щели мокрыми тряпками и полейте дверь водой. Она защитит вас от пламени на достаточно длительное время. Не пытайтесь в многоэтажном здании спасаться по задымленной лестнице. Это допускается, если есть возможность быстро раскрыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и тем самым дать доступ воздуху. Двери помещений, откуда дым проникает на лестницу, надо плотно закрыть.

- Если квартира заполнилась дымом, опуститесь на пол. Вам помогут мокрое полотенце или платок, дышать через них легче. Из задымленного помещения выходить надо пригнувшись или ползком, так как внизу дыма меньше и легче дышать. Входя в задымленное помещение, необходимо придерживаться стен и запоминать предметы на пути движения. Ориентироваться в задымленном
помещении поможет направление настила досок и паркета, расположение окон, дверей.

- О своем месте нахождения дайте знать пожарным, подойдя к окну.

- Вызывать пожарных необходимо даже в том случае, когда пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. п.) и через некоторое время может разгореться вновь, еще в больших размерах.

Приемы тушения пожара (слайды 24 - 26)

В основе принципов тушения - создание условий для прекращения горения; изоляция очага горения от воздуха; разбавление негорючими газами кислорода; охлаждение очага горения до температуры ниже определенного предела; интенсивное торможение скорости химических реакций в пламени.

При загорании изоляции проводов или обмоток электродвигателей прежде всего надо обесточить электрическую цепь. Тушить пожар на электроустановке, находящейся под напряжением, при помощи воды или пенного огнетушителя недопустимо, для этого можно использовать углекислотные или порошковые огнетушители.

Для тушения горящих деревянных изделий применяют воду. При этом вначале сбивают пламя с наружных поверхностей, а затем переносят струю внутрь очага загорания. Периодически следует увлажнять изделия из горючих материалов, расположенных вблизи.

При тушении верхних частей стен, потолка или высоких предметов огнетушитель нужно держать под углом к полу не менее чем в 15 градусов, так как при другом положении выход пены быстро прекратится. Если пенным огнетушителем тушат горящие жидкости, то струю направляют на края образовавшейся лужи и постепенно покрывают всю горящую поверхность. При тушении твердых предметов струю от огнетушителя нужно направлять на горящий предмет сверху вниз и тем самым закрывать пеной всю горящую поверхность.

Бензин, керосин, различные органические масла и растворители тушат с помощью пенных и порошковых огнетушителей. Можно засыпать их песком и землей, а если пожар небольшой - накрыть его асбестовым или брезентовым покрывалом, тяжелой тканью или одеждой, смоченной водой.

Войдя в помещение, где могут быть люди, следует окликнуть их; отыскивая пострадавших, надо помнить, что дети от страха часто прячутся под кровать, в шкаф, забиваются в угол и другие глухие места.

Во время пожаров на людях может загореться одежда. При небольших участках горящей одежды огонь можно сбить курткой, головным убором, рукавицей. В некоторых случаях человек в горящей одежде пытается бежать - необходимо остановить его, даже сбить с ног, накинуть на него пальто, какое-нибудь покрывало, плотно прижав их к телу пострадавшего. Горение прекратится, поскольку к месту его не будет поступать воздух.

Первичные средства пожаротушения (слайд 27)

К ним относятся:

- химически-пенные и воздушно-пенные, углекислотные, порошковые ручные огнетушители;

- асбестовые полотна;

- песок, высушенный и просеянный;

- внутренние пожарные краны.

Для достижения наибольшей эффективности действия огнетушителей необходимо:

- приводить их в рабочее состояние недалеко от места горения, чтобы не терять огнегасящие вещества;

- действовать быстро, так как работают они малое время (пенные 60— 80 с, углекислотные 25— 45 с, порошковые 10— 15 с).

Первая помощь при ожогах (слайды 28 - 30)

Ожоги - повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры (пламени, горячего пара, кипятка, раскаленного металла), агрессивных химических веществ (крепких кислот, щелочей), электрического тока или ионизирующего излучения.

Ожоги, в зависимости от глубины поражения кожи и тканей, подразделяются на четыре степени:

  • I степень (легкая) - проявляется как покраснение и припухлость отдельных участков кожи;
  • II степень (средней тяжести) - появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью светло-желтого цвета, поверхность под ними болезненна;
  • III степень (тяжелая) - сразу после травмы участки кожи выглядят светло-серыми или светло-коричневыми, чуть плотноватые на ощупь;
  • IVстепень (крайне тяжелая) - поверхность кожи становится коричневого (при обугливании - черного) цвета, плотная, безболезненная, нередко поражаются не только кожа, но и глубоколежащие ткани (мышцы, сухожилия, кость).

При ожогах I - II степеней погибают лишь поверхностные слои кожи, а ростковый слой и так называемые придатки кожи - волосяные луковицы, потовые и сальные железы, из которых и идет рост новой кожи, - сохраняются.

При ожогах пламенем сначала необходимо потушить огонь водой или закрыть пострадавшего одеялом, пальто или плотной тканью. Далее - освободить обожженную часть тела от одежды, если нужно, разрезать, не сдирая приставшие к телу куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

При ограниченных ожогах I степени на покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. Первое время жжение и болезненность несколько усилятся, но вскоре боль стихает, покраснение уменьшается. Категорически не рекомендуется использовать при ожогах мочу, так как в ней могут содержаться микробы, которые способны вызвать нагноение ожоговой поверхности.

При ограниченном термическом ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10— 15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

При обширных ожогах после наложения повязок, напоив горячим чаем, дав обезболивающее и тепло укутав пострадавшего, срочно доставить его в больницу. Если перевязка задерживается или длится долго, обожженному дают пить щелочно-солевую смесь (1ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворенных в двух стаканах воды). В первые шесть часов после ожога человек должен получать не менее двух стаканов такого раствора в час.

Отравление угарным газом (слайд 31)

В 50 процентах пожаров отравление угарным газом является причиной гибели людей. Поэтому при первых признаках отравления (сильная головная боль, головокружение, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота, рвота) надо срочно вынести или вывести пострадавшего на свежий воздух и доставить к врачу.

Эвакуация людей из горящих зданий

В нашей стране во время пожаров ежегодно гибнут тысячи людей, еще больше получают травмы, теряют здоровье. Одной из причин этого является недостаточная пропускная способность эвакуационных путей.

Эвакуация - вынужденный вывод людей из зоны пожара. Эвакуационный выход - выход, ведущий в безопасную при пожаре зону. Во внутренних и наружных стенах зданий имеются различные проемы, в здании - разнообразные пути движения людей (переходы, фойе, коридоры, лестницы).

Эвакуация начинается практически одновременно со всех выходов и имеет четкую направленность. Например, в аудитории (зрительном зале) все присутствующие одновременно встают со своих мест и направляются к выходу. В результате такого одновременного и направленного движения и вследствие ограниченной пропускной способности эвакуационных путей и выходов создаются людские потоки большой плотности, что значительно уменьшает скорость движения. Возникает противоречие: чем быстрее люди стремятся покинуть помещение, тем больше времени они вынуждены затратить на это. Сильное нервное возбуждение мобилизует физические резервы человека, но при этом сужается сознание, исчезает способность правильно воспринимать реальную ситуацию.

Исследования показали, что основная масса эвакуирующихся (до 90 %) способна здраво оценивать ситуацию и действовать разумно, но испытывая страх и заряжая им друг друга, может поддаться панике. Кроме того, в массе людей оказывается от 10 до 20 процентов с выраженными расстройствами психики, которые являются потенциальными паникерами и могут отрицательно влиять на остальных людей. Склонность к паническим действиям зависит от уровня организованности группы людей, из которых наиболее организованными являются группы служащих, рабочих, учащихся, связанные между собой общими интересами. Нельзя не учитывать, что по статистическим данным, в общей массе людей около трех процентов имеют физические недостатки, девять процентов находятся в преклонном возрасте, четыре составляют дети до пяти лет, кроме того, примерно 10 процентов людей вследствие систематического применения лекарственных средств имеют замедленную реакцию, недостаточную двигательную способность и подверженность шоку. Указанные 26 процентов людей не могут двигаться со скоростью основной массы, это приводит к задержкам в движении и даже к полной остановке его.

Исследователи отмечают пять основных ситуаций, способствующих возникновению паники:

1. Ограниченное количество эвакуационных выходов и путей.

2. Неизбежность возникновения опасности, при которой единственным способом спасения является бегство.

3. Выход из строя или блокировка путей эвакуации.

4. Форсированное движение массы людей, не имеющих необходимой информации, к закрытому пути эвакуации.

5. Неподготовленность и непродуманность организационных мер администрацией объектов на случай эвакуации при пожаре.

Паника может быть предотвращена соответствующими конструктивными решениями, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными действиями администрации. Для уменьшения паники необходимо исключить препятствия на путях эвакуации, обеспечить аварийное освещение и другие мероприятия по планам эвакуационно-спасательных служб.

Чего нельзя делать при пожаре (слайды 32 -34)

При загорании и пожаре не следует:

  • переоценивать свои силы и возможности;
  • рисковать своей жизнью, спасая имущество;
  • заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  • тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
  • прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
  • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
  • пользоваться лифтом;
  • спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  • открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
  • выпрыгивать из окон верхних этажей;
  • поддаваться панике.

III. Практическая часть

Учитель. Ребята, к нам на урок пришел начальник ПЧ – 128 Крестьянов А. А.. Он расскажет вам, как пользоваться огнетушителем (демонстрация работы с огнетушителем).

А теперь посмотрите, как правильно раскатывать пожарный рукав.

Дети учатся практическим приемам работы со средствами пожаротушения.

 

IV. Итоговая часть

Подведение итогов урока. Учитель проверяет, анализирует работу каждого ученика, выставляет отметки.

Рефлексия.

Вывод: “Главный способ защиты от пожара — самому не стать его причиной!”.

Домашнее задание:

1). Найти материал по теме в учебнике и других источниках;

2). Подготовиться к проверочной работе по теме “Пожары”.

Урок окончен. Всем спасибо!