Индивидуальное занятие по формированию произношения и развития слухового восприятия на тему "Дифференциация звуков Ж и З"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Диагноз: 2-сторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени слева, кохлеарный имплант справа.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цели урока:

  • Учить дифференцировать звуки Ж-З на материале слогов, слов, словосочетаний, фраз.
  • Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов.
  • Работать над ритмом.
  • Отрабатывать произносительные навыки на материале урока.
  • Учить правильно использовать предлоги.
  • Работать над умением составлять вопросы.
  • Учить описывать картину.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: аппараты индивидуального пользования (кохлеарный имплант), таблицы, карточки, картинки, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Поздоровайся

  • Как ещё можно поздороваться?
  • Какое у тебя настроение?

Целевая установка, знакомство с планом урока

Слушай внимательно, говори правильно, следи в речи за звуками Ж и З.

Сначала поработаем над звуками Ж и З, ты сам составишь предложения и вопросы, подберёшь предлоги, затем будем описывать картину.

Здравствуйте!

Добрый день!

Хорошее (грустное, отличное, плохое)

2. Формирование произношения

1. Артикуляционная гимнастика

2. Работа с профилями звуков

Посмотри на профили звуков. Где звук Ж, З? Чем отличаются эти звуки? Что похожи?

(слайд 3)

(слайд 4)

Звуки Ж и З звонкие, есть голос. Звук Ж – язык наверху, звук З язык – язык внизу.

3. Работа над ритмом

Послушай и повтори

за-за-ЗА.............жа-ЖУ-жа........... жа-ЗО-жу-жи

за-ЖА-за-ЖА ...........за-за-ЖУ-за ...........ЖИ-за-зо-зу

 

(на слух)

Повторяет

4. Игра “Жадина”

Поиграем с тобой в “Жадину”. Кого называют жадиной? Слушай слова и правильно говори МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.

Замок, ножницы, зонт, жаба, вазы, ножи, ружьё, язык, жираф, заяц, художник.

(слайд 5)

(расстояние и сила голоса меняются)

5. Игра “Превращай-ка”

Давай превращать одно слово в другое. Замени первый звук на звук Ж или З.

Лук - ... баба - ...

Губы - ... набор - ...

Майка - ... дуб - ...

Пить - ... билет - ...

Найти - ... сало - ...

(слайд 6)

Ребёнок подбирает нужный звук, заполняет таблицу.

Я заполнил таблицу.

6. Образование прилагательных из существительных

Посмотри на картинки. Из чего сделаны эти предметы? А теперь скажи, какие они?

Газета из бумаги – бумажная газета

Сумка из кожи – кожаная сумка

Мяч из резины – резиновый мяч

Ножницы из железа – железные ножницы

Кольцо из золота – золотое кольцо

(слайды 7,8)

Если ребёнок затрудняется, помогать на слух.

7. Составление предложений с предлогами.

Послушай слова, подбери к ним картинки.

Забежал,бежал, выбежал, перебежал, подбежал)

Составь предложения, используя нужный предлог.

Заяц перебежал (через)речку.

Заяц забежал (в) лес.

Заяц подбежал (к) реке.

(слайды 9, 10)

На слух. Ребёнок слушает слова, подбирает нужную картинку.

Подбирает предлог, читает получившееся предложение.

Физминутка

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
Залечу я на цветок
И попью цветочный сок.

 
Развитие слухового восприятия

Работа по тексту “Лось”

На картине зима. Погода морозная, пасмурная. Солнце не светит. Небо безоблачное, чистое. Белой снежной скатертью покрыта земля. Намела зима высокие сугробы. На снегу узоры звериных и птичьих следов. Деревья занесены снегом. Голодные лоси зимой, потому что сухая трава осталась под снегом. Лоси приходят близко к людям. Люди заботятся о лосях. Дедушка с внуком принесли лосям сено. Будет что поесть лосям. Спасибо за заботу.

(слайды 12,13)
Какой текст мы с тобой читали?

1. Ответь на вопросы:

Какое время года на картине?

Какое небо?

Чьи следы видны на снегу?

Почему лоси голодные зимой?

Что принесли лосям дедушка и внук?

Лось.

Ребёнок отвечает на вопросы (с опорой на текст, если затрудняется)

2. Различение слов, словосочетаний и предложений из текста на слух.

Занесены

Занесены снегом

Деревья занесены снегом

Белым снегом занесены деревья в лесу.

Заботятся

Заботятся о лосях

Люди заботятся о лосях

Зимой люди заботятся о голодных лосях.

Ребёнок воспринимает речевой материал на слух и повторяет.
3. Придумай вопросы к предложениям.

Деревья занесены снегом.

Дедушка с внуком принесли лосям сено.

(слайд 14)

Ребёнок придумывает вопросы, в случае затруднений опираясь на таблицу

Кто? Что? Почему? С кем? С чем?

Когда? Кому? Куда?

Что делает? (-ешь, -ют) Где? Что сделал? (-ла, -ли)

У кого? У чего? Кого?

О ком? О чём? Откуда?

4. Различение на слух неречевых звуков.

Послушай, как кричит лось.

Теперь послушай другие звуки, попробуй догадаться, кто это или что это?

(волк, лось, скрип снега, ворона)

(слайды 15,16)

Ребёнок слушает звуки, отгадывает.

5. Самостоятельное описание картины учеником.

Расскажи, что нарисовано на картине?

(без опоры на текст)
Итог урока

Что ты делал на уроке?

Ты говорил хорошо.

Спасибо за работу!

Я слушал, говорил, придумывал вопросы, составлял рассказ и т.д.

28.02.2015