Урок математики в коррекционной школе VIII вида. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе 0, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке; познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру 0;
  • развивающие: развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции;
  • воспитательные: способствовать воспитанию дружеского взаимопонимания, умения работать друг с другом, прививать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации: сказочные герои: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; картинки предметов похожих на 0; учебники, тетради, таблички с номерами телефонов 01, 02, 03, 04; счетные палочки; образец написания цифры 0

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой

Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
«Доброе утро!» –  солнцу и птицам.
«Доброе утро!»–  улыбчивым лицам.

– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Доброе утро!)
Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в дом». Вот и мы давайте порадуем наших гостей своим поведением и своими знаниями.
Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Угадайте какой?
«На сметане я мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился...»
Учитель вывешивает иллюстрацию Колобка.

II. Устный счет

– Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию Зайца.
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, Заяц.
– Хорошо. Но за это ты должен выполнить мои задания.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Учитель:

Ребята, надо Колобочка спасать
Помочь от Зайчишки ему убежать.
Поможем Колобку решить Зайкины задания.

1) Работа с числовым рядом:

Посчитать:
от 1 до 5.
счет от 5 до 1.
от 2 до 5; от 5 до 2.
Вставить пропущенные числа:
1,2, *,4, 5.
5,*,3, 2, 1.

2) Веселые задачки.

Три гриба росли у ели.
Два из них бельчата съели.
Ты скажи теперь, дружок,
Сколько прячется в тенек (1).
А теперь пора бананы сосчитать у обезьяны
Один, два, три, четыре, пять…
Можно три на завтрак дать,
Если три на завтрак дать,
Их уже не будет пять (2).

Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями. (оценки)

III. Объяснение нового материала

Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.

Волк:

а) С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело прибежишь.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке и четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?  (Нисколько)

б) Сколько дедушек учится в нашем классе?
Сколько говорящих собак вы встречали?
Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?

Вывод: Что общего у всех этих вопросов? (Нисколько)

Как заменить слово «нисколько» в математике? Нисколько, пусто, ничего или ноль (нуль). Кто покажет это число? Где мы с вами поставим новую цифру на числовом  ряду? А где вы видели такой числовой ряд, начинающийся с нуля? (на линейке)
Ноль, кто-нибудь подумает, что цифра пустяковая, без которой можно легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать число 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось. Поменяйте местами цифры: 1,0 (0,1) Где можно встретить такой номер?

Запомни:

01 – пожарная часть
02 – полиция
03 – «скорая помощь»
04 – горгаз

– Какие вы знаете числа, где встречается эта цифра? (10, 100, 1000 и т.д.)

Вывод: Мы выяснили, что цифра ноль обозначает пустое множество, то, чего нет.

IV. Физкультминутка

Я привстану на носочки, хорошенько потянусь
Раз – наклон, два – наклон, словно цифра ноль свернусь.
И попрыгаю немножко, и руками покручу.
Постою на правой ножке и головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь и работою займусь.

VI. Знакомство с образом цифры

Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь. (Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя).

Колобок наш испугался, на пенек скорей забрался.
Только начал песню петь, как медведь давай реветь.
–  Ты не пой мне, Колобок, не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши, свою цифру напиши.

–  Есть такая цифра которая похожа на Колобка, ребята?
–  Это 0.

Цифра вроде буквы О–
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

–  А на что еще похож ноль?

Учимся писать цифру 0. Чем цифра 0 отличается от Колобка? (Колобок– круглый, а ноль – овальный)
Объяснение написания цифры.
Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. Разбор образца и показ написания учителем.(несколько учеников – у доски). Письмо цифры учащимися в тетрадях.

VII. Закрепление изученного материала

– А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Вот и лиса идет и такую речь ведет.

Лиса:

«Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Все решить, что есть вот тут».

а) Работа со счетным материалом. Работа в тетрадях.

– Возьмите 1 палочку, положите на парту. Теперь уберите её. Сколько палочек осталось? (Ни одной или 0)
Запишем пример в тетрадь: 1 – 1 = 0
– Возьмите 5 палочек, уберите 5 палочек. Сколько осталось? (Нисколько или 0)
Запишите пример в тетрадь: 5 – 5 = 0

Вывод: Ноль получается, когда из числа вычитаешь тоже самое число.

б) Работа с учебником. Стр.7№7 устно

VIII. Подведение итогов урока

– Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил правильно. А помогли ему в этом вы, ребята.
– Какое число и цифру мы сегодня изучили?
– Что обозначает число 0?
– С героями какой сказки мы встретились на уроке?

18.04.2015