Урок-исследование «Скелет человека»

Разделы: Биология


Цель: установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.

Задачи:

  • Образовательные:
    • раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных;
    • подчеркнуть качественные отличия скелета человека, связанные с приспособлением к труду, прямохождению и социальному образу жизни.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;
    • развивать у учащихся самостоятельность в ходе выполнения исследовательской работы и решения проблемных ситуаций.
  • Воспитательные:
    • способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;
    • способствовать формированию аккуратности при работе с тетрадью;
    • воспитывать умение слушать одноклассников;
    • содействовать эстетическому воспитанию школьников в ходе урока.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: модель скелета человека, модель черепа человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы  человека”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, компьютер, интерактивная доска, Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (тема, цель, план урока).

2. Актуализация опорных знаний. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.

3. Проверка знаний (фронтальная беседа).

“Движение – это жизнь”, – заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению.

1) Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных движений?
2) Чем представлена опорно-двигательная система?
3) Какие функции выполняет  скелет?
4) Из каких отделов состоит скелет человека?
5) Назовите отделы черепа человека и кости их образующие (ответ ученика по модели черепа человека).
6) Биологическая задача: Отец посадил ребенка на плечи. На какие кости отца опирается малыш? Какие кости называют плечами анатомы?
–  Давайте вспомним строение и функции пояса верхних конечностей и собственно верхней конечности.
7) Давайте вспомним строение и функции пояса нижних конечностей и собственно нижней конечности.
8) Игровой момент: На каждую парту выдаются пазлы «Скелет человека», необходимо правильно и максимально быстро собрать предложенную картинку.

4. Изучение нового материала. Исследовательская работа: «Особенности скелета человека».

Цель:  установить особенности, характерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.

– Как вы думаете, имеет ли скелет человека отличительные особенности строения?
На каждую группу учащихся раздаются рисунки для выявления особенностей скелета человека и таблица для заполнения.

Отдел скелета Сходство скелета человека и млекопитающих Особенности скелета человека Причины появления этих особенностей
 

 

     

Учитель совместно с учениками определяет отдел скелета, который будет анализироваться группой учащихся.

Группа №1. Сравните череп человека и человекообразной обезьяны.

Карточка №1. Скелет человека и человекообразной обезьяны.

В чем различия  черепа человекообразной обезьяны(1) и черепа человека(2)? Как вы думаете, почему появились эти различия?

Группа №2. Сравнить позвоночник человека и человекообразной обезьяны. В чем сходства и различия позвоночника человека(1) и позвоночника человекообразной обезьяны (2)? Чем вы объясните особенности строения позвоночника человека?

Карточка №2. Скелет человека и человекообразной обезьяны.

Группа №3.  Сравните грудную клетку человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие грудной клетки человека (1) и человекообразной обезьяны (2)?  Как вы объясните это различие?

Карточка № 3. Грудная клетка человека и человекообразной обезьяны.

Группа №4. Сравните тазовый пояс человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие таза у человека(1)  и человекообразной обезьяны (2)? С чем связано это различие?

Карточка № 4.  Таз человека и человекообразной обезьяны.

Группа №5. Сравните строение верхней конечности человека и человекообразной обезьяны.
Какая часть конечности имеет отличительные особенности? Как вы объясните это? Какое значение для человека имеют эти отличия?      Карточка №2(см выше).

Группа №6. Сравните строение нижней конечности человека и человекообразной обезьяны. Какие особенности строения отличают нижние конечности человека(1)? Чем обусловлены эти отличия? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?

Карточка №2 (см. выше).

Карточка №5.  Стопа человека и человекообразной обезьяны.

По итогам работы в группах учащиеся заполняют  таблицу:

Отдел скелета Сходство скелета человека и млекопитающих Особенности скелета человека Причины появления этих особенностей
Череп Мозговой и лицевой отделы Преобладание мозгового отдела над лицевым, не выступает вперед челюстной аппарат, не выражены надбровные дуги, развитие подбородочного выступа Увеличение объема головного мозга; развитие речи
Позвоночник Состоит из позвонков,  отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый 4 изгиба;
массивность костей поясницы; увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста
Прямохождение; смещение центра тяжести
Грудная клетка Грудные позвонки, ребра и грудина Грудная клетка расширена с боков, Прямохождение
Плечевой пояс 2 лопатки,
2 ключицы
Большая подвижность плечевого сустава Разнообразная деятельность
Верхняя конечность Плечо, предплечье, кисть Обладает значительной подвижностью; противопоставленный большой палец Разнообразная трудовая деятельность
Нижняя конечность Бедро, голень, стопа Массивные кости; сводчатая стопа. Ноги длиннее рук, кости массивнее. Прямохождение; смещение центра тяжести, стопа смягчает толчки при ходьбе
Тазовый пояс Тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника Таз широкий, в виде чаши; массивный; ограниченная подвижность тазобедренного сустава Прямохождение; смещение центра тяжести

5. Вывод: «Скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи».