Урок окружающего мира по теме «Ты и твои друзья». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1


Цели деятельности учителя:

  1. способствовать формированию у учащихся понятий «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или иным вопросам, связанным с этими понятиями;
  2. содействовать развитию умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих нравов и обычаев;
  3. способствовать воспитанию чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения;
  4. помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Оборудование: фонограмма песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, мультмедийное устройство, карточки с пословицами, раздаточный материал с картинками, цветовые сигналы, маленькое зеркальце у каждого ученика.

Формирование УУД:
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.

Ход урока Приложение 1
I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Звучит  песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского.
– О чём эта песня?
– Как вы думаете, почему я в начале урока включила эту песню?
– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (1)
Дети высказывают свои предположения.
– О чём хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ?
Схематично обозначаем пункты плана.
– Что сейчас мы с вами сделали? (Спланировали свою работу на урок.)
Слайд № 1

Слайд №2

II. Совместное открытие знаний

- Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно.
- Продолжите предложение: Дружба - это ... (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)
Выслушиваются ответы детей, обобщаются, подводится итог:
- Вопрос кажется совсем простым, но так трудно на него отвечать. Послушайте стихотворение "Монолог о дружбе", может оно поможет найти нам ответ на этот вопрос.
Дети читают отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе». (Стихотворение читают подготовленные дети)

1. Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3. Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
4. Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.

Есть ли у вас друзья? Расскажите о своём друге по плану. (2)

А) Как его зовут?
Б) За что ты его любишь?
В) В чём ты ему помогаешь?
Г) Как он помогает тебе?

2. Работа в учебнике. (1, 3,4)
– Откройте учебник на с. 76–77. Посмотрите на иллюстрации.
– Прочитайте, кто может, подпись под картинками.
– Что под ними записано?
Работа в парах.
– Поработайте в парах, выберите из каждой пары советов тот, который подходит вам и вашим друзьям. Объясните, почему вы выбрали именно этот совет.
– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте выбранные вами предложения.
– Какие предложения не выбрали? Почему?
– Какие правила дружбы вы знаете?
– Какой вывод можете сделать? (1)

3. Инсценировка «Друзья»

– А еще бывает так. (Инсценируют два мальчика)
Кто кого обидел первым?
– Он меня.
– Нет, он меня.
– Кто кого ударил первым?
– Он меня.
– Нет, он меня,
– Вы же раньше так дружили.
– Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
– Правильно ли поступили ребята? Почему?

Физкультминутка «Дружба»

Мы с тобой – одна семья
Вы, мы, ты, я
Потрогай нос соседу справа
Потрогай нос соседу слева
Мы с тобой – друзья
Мы с тобой – одна семья
Вы мы ты я
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой – друзья
Мы с тобой одна семья
Вы, мы, ты, я
Ущипни соседа справа
Ущипни соседа слева
Мы с тобой друзья
Мы с тобой одна семья
Вы, мы, ты, я
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Поцелуй соседа слева
Поцелуй сoседа справа
Мы с тобой – друзья

 

 

 

Слайд№3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

Слайд №5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Применение нового знания

1. Работа в рабочей тетради (1, 4)

– Откройте рабочую тетрадь на с. 33.
– Выполните задание № 1.
– Что вам нужно сделать?
– Как будете работать?

Проверка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей–то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– А теперь посмотрите на себя в зеркало, понаблюдайте за своей мимикой, продемонстрируйте то выражение лица, с которым бы вам хотелось общаться со своим другом.

2. Работа в учебнике (1, 3)

1) – Посмотрите на с. 78. Как зовут этих героев?
– Кто догадался по иллюстрации, что происходит между героями?
– Как вы думаете, какие слова говорят они друг другу на первой картинке?
– На второй?
– Давайте прочитаем диалог Фили и Хрюши. (чтение в парах)
– На какой картинке Хрюша вам больше нравится?
– Как бы вы сами хотели, чтобы в такой же ситуации к вам обратился ваш друг?
– Почему?

2) – Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их?
– Прочитайте вывод на с. 78. Совпадает ли он с вашим выводом?

3) – Что делают люди на с. 79?
– Давайте разыграем встречу друзей. Какие слова вы скажете?
– Теперь давайте покажем, как нужно здороваться с взрослыми людьми.

4) Составление и анализ пословиц (работа в парах) (1) (Приложение 2)
– Проверьте пословицы под синей точкой на с. 79 другие пословицы. Как вы понимаете пословицы? В каких случаях так говорят?

5) – С каким человеком приятнее общаться и дружить? Выберите качества характеров.
– Что нужно делать для того, чтобы ты был окружён хорошими людьми?
– Трудно ли это?
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте вывод на с. 79. Совпали ли наши мысли с мыслями автора учебника?
6) Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
1. Доверять друг другу.
2. Делиться новостями, успехами или неудачами.
3.Уметь хранить чужие тайны.
4.Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7.Защищать друга (если кто-то говорит плохо о друге в его отсутствие).
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать об этом другу наедине)
9.Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.

Чтение отрывка из стихотворения И.Мазнина «Давайте дружить»

Давайтебудем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
А поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайтебудем
Беречь планету –
Во всей вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадр №7

 

Кадр №8

 

Кадр №9

IV. Домашнее задание (по желанию)

Нарисуйте портрет своего друга.
– Что вы можете рассказать о нём?

 
V. Рефлексия урока

Что вы узнали нового на уроке? (2)
Что повторили из того, что вы уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Всё ли мы сказали о дружбе людей?
– Давайте поговорим об этом и на следующем уроке.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.

 

 

Кадр №10

 

ТООУ

В скобках цветными цифрами указано формирование УУД.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется в течение всего урока, так как на этом уроке раскрываются способы общения между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

I. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
II. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах.
III. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задание в рабочей тетради.

Литература:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. А.А.Вапхрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. М. «Баласс», 2011.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. А.А.Вапхрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. М. «Баласс», 2013.
  3. Поурочное планирование к учебнику Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. Ав.-сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. school2100.com
  5. images.yandex.ru