Управление социализацией детей из многодетных семей в системе дополнительного образования

Разделы: Социальная педагогика


1. Актуальность темы

В настоящий момент, возрастающий интерес к дополнительному образованию детей обусловлен его высоким социализационным потенциалом, обеспечивающим социальное развитие, условия и механизмы освоения индивидом культуры[6]. Социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Образование, являясь одной из магистральных форм контролируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом [3].
Сегодня многодетная семья, которую педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт, переживает период серьезных изменений. В современных экономических и политических условиях, на фоне общего снижения «жизненного уровня» населения в многодетной семье отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее материального положения, психологического здоровья и, соответственно, воспитательных возможностей [5]. Современная многодетная семья остро нуждается в социальной, культурной, педагогической поддержке. Однако проблема падения уровня педагогического потенциала многодетной семьи как среды, в которой происходит процесс социализации личности, на сегодняшний день недостаточно изучена [7]. Многодетная семья, являясь важнейшим социальным, воспитательным институтом общества, формирует необходимость комплексного изучения ее структуры, характера межличностных взаимодействий, особенности распределения социальных ролей и микроклимата семьи, передачи опыта от одного поколения к другому, особых ресурсов совместной трудовой деятельности и ведения хозяйства [4].
Заметим, что на территории Алтайского края данная проблема усложняется  из-за увеличения количества многодетных семей: количество многодетных семей, зарегистрированных в 2012 году, превышает показатель 2011 года на 465 семей.
Таким образом, сложившаяся ситуация с повышением роста многодетных семей в Барнауле требует решения обозначенной проблемы учеными различных областей знания: социологами, психологами, педагогами и т.д. Однако комплексное решение данных проблем возможно лишь при интеграции педагогической науки и практики и социальной политики, призванной обеспечить поддержку многодетной семьи [2].
в рамках системы дополнительного образования.

2. Специфика социализации детей из многодетных семей

Социализация, вхождение в огромный мир отношений с разными людьми – растяжимый во времени процесс, который начинается с 1 года и завершается в переходном возрасте, в 16-17 лет, когда ребенок уже способен осознавать ответственность за свои поступки и действия. В многодетной семье социализация ребенка – процесс особый.
Многодетная семья – это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие. В многодетной семье дети, играючи, многому выучиваются друг от друга, и эти знания и навыки – гораздо прочнее тех, которые пытаются привить им родители. «Старшие дети в таких семьях обычно либо слишком активно социализируются, либо не выводятся в мир вовсе. Начиная с третьего ребенка, может начинаться «пробуксовка», накопление задержек в развитии [1]».
В настоящее время развитие в Барнауле инфраструктур социально-культурной и культурно-досуговой сфер, то есть комплексов, институтов, учреждений, предприятий, осуществляющих производство, хранение, распределение, организацию потребления культурных ценностей и услуг и создающих необходимые социально-культурные условия для социализации личности в семье, обусловлено рядом факторов объективного и субъективного порядка.
Сегодня в Барнауле возросла общественная потребность в создании максимального количества зон социально-культурной активности. Это нашло свое отражение, в том числе, и в появлении принципиально новых учреждений, организаций социально-культурной сферы не только в смысле содержания и форм и видов занятий и программ, а также обеспечивающих их технологий, но и в смысле нового механизма хозяйствования и управления этими учреждениями и организациями, включающего элементы хозрасчета, развития платных услуг, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм деятельности, основанных на частной собственности и многое другое. К таким учреждениям относится МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Барнаула, который существуют более 20 лет. 
Основная задача Центра – организация досуговой деятельности подростков во внешкольное и внеурочное время через работу студий, секций и творческих объединений, оказание методической помощи организаторам внеклассной работы, организация и проведение массовых мероприятий в районе и городе, выявление и поддержка творчески одаренных детей через организацию конкурсов, смотров, фестивалей.
ЦДТ сегодня – это 2335 ребят, занимающихся в 34 объединениях, студиях и секциях  по следующим направлениям: художественно-эстетическое; спортивно-техническое; физкультурно-спортивное; военно-патриотическое.
Среди 34 объединений, студий и секций ЦДТ есть коллективы, известные далеко за пределами Барнаула. Среди них:
– заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края театр танца «Иван да Марья» – один из самых известных и титулованных хореографических коллективов города, лауреат и дипломант, обладатель 20 Гран-При фестивалей и конкурсов самого высокого ранга;
– шоу-театр песни «Каприз» им. Е. Щербаковой – один из основателей детского эстрадного вокального жанра в России, один из первых – победитель  телевизионного конкурса «Утренняя звезда» (г. Москва), Международного конкурса вокалистов: «Интер-шоу» (Польша), «Славянский базар» (г. Витебск), обладатель Гран-При Международного конкурса «Бегущая по волнам» (Германия), неоднократный победитель Всероссийского телевизионного конкурса «Золотой петушок» (г. Нижний Тагил), Дважды Лауреат муниципальной премии г. Барнаула.
Популярны объединения «Ремесла», мягкой игрушки, художественного плетения, изостудия «Акварельки», дизайн студия «Конвекс», студия моды «Кредо», фитнес группа «Амадеус», секция шинкиокушинкай каратэ, секция фигурного катания, секция легкой атлетики. Эти коллективы – постоянные участники районных, городских, краевых, региональных, всероссийских и международных массовых праздников, конкурсов и соревнований.
С детьми здесь работают, в основном, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую и первую квалификационную категорию. Среди них заслуженный работник культуры, отличник физической культуры и спорта, награжденные Знаком «Почетный работник общего образования РФ», «За достижения в культуре».
В ЦДТ г. Барнаула» был проведен ряд исследований по выявлению образовательных и воспитательных потребностей детей и родителей в многодетных и малодетных семьях в микрорайоне, в котором находится наше учреждение.
Так, чтобы выяснить, насколько реализуется социально-педагогическая поддержка многодетных семей в условиях школы, обратимся к анализу анкетирования педагогов дополнительного образования, работающих в Центре.
Анализ полученных результатов выявил, что в среднем на Центр детского творчества  приходится около 14 (2%) многодетных семей. Также, следует отметить то, что в  11 объединениях количество детей из многодетных семей варьируется от 1 до 3% от общего числа учащихся, а в трех – эта цифра составляет от 3 до 6%, и лишь в одном не ведется такая статистика.
Таким образом, для решения проблемы социализации и защиты детей из многодетных семей в той мере, как этого требуют сегодняшние обстоятельства, требуется консолидация сил социального педагога и педагога дополнительного образования.

3. Управление процессом социализации детей из многодетных семей в условиях системы дополнительного образования

В ходе исследования были выделены ряд условий ресурсного обеспечения системы социализации детей из многодетных семей в рамках дополнительного образования.
В системе условий, определяющих реализацию системы социализации, можно выделить следующие ведущие блоки:
а) педагогический коллектив;
б) содержание и организация образовательного процесса;
в) управление воспитательной системой.
В исследовании важную роль играет качество так называемого социально-педагогическое сопровождения детей.  Для нас особый интерес представляет социально-педагогическое сопровождение детей из многодетных семей в условиях дополнительного образования, так как этот процесс влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности.
Воспитанники Центра детского творчества не только усваивают систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, но и активно воспроизводят систему социальных связей, реализуют себя как личность, влияют на жизненные обстоятельства, окружающих людей.
На базе этого исследования нами был разработан проект, целью которого стала успешная  социализация детей из многодетных семей в рамках системы дополнительного образования.
В дальнейшем планируется разработка программы для работы с многодетными семьями, основными направлениями которой станут изучение семей и условий семейного воспитания, активизация и коррекция семейного воспитания через дифференцированную и индивидуальную работу с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как лектории, беседы, деловые игры, «круглые столы», семейные вечера и т.д.

4. Заключение

Таким образом, изучив проблематику социально-педагогической деятельности с многодетной семьей творческих объединениях МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Барнаула, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с такими семьями является одной из актуальных проблем современного образования и требует совместной работы как работников основного школьного, так и работников дополнительного образования.
Сегодня в Барнауле возросла общественная потребность в создании максимального количества зон социально-культурной активности семейного типа.
В МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Барнаула нами был проведен ряд исследований по выявлению образовательных и воспитательных потребностей детей и родителей в многодетных и малодетных семьях в микрорайоне, в котором находится наше учреждение.
Таким образом, воспитанники Центра детского творчества не только усваивают систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, но и активно воспроизводят систему социальных связей, реализуют себя как личность, влияют на жизненные обстоятельства, окружающих людей.

5. Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пос. – Спб: Речь, 2005 – 318 с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Издательство МГУ – Издательство Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.
  3. Антонов. А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998. – 360 с.
  4. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1998. – 284 с.
  5. Ачильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья.// Социальная работа №9, 1990.
  6. Безлепкина Л. Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности // Семья в России. – 1994. – № 1. – с.10-11.
  7. Бадирова З.А., Козлова А.В. Физиология брака. – М., 2003. –192 с.