Интеллектуальная игра команд 10–11 параллелей "Русская смута XVII века – уроки истории: от распрей к единству"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели мероприятия: Развитие основных компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою родину и историю своей страны

Методические задачи:

  • Повторение учащимися материала по теме “История России в ХVII веке”;
  • Определение причин, итогов и последствий смуты и бунтов;
  • Знакомство с биографиями выдающихся исторических личностей данной эпохи в истории России.

Оборудование:

  • компьютер; экран; презентация; музыкальное оформление; реквизит: костюм царя, черные ящики; грамоты; оценочные листы жюри и летописцев; медали и ордена командам.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие ключевых компетенций учащихся:

А) Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Б) Информационных – владение информационными технологиями

В) Социальных – умение работать в коллективе.

Г) Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.

Д) Нравственных – формирование чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.

2. Активизация познавательного интереса учащихся к предмету.

Звучит песня VystTerra “Заря”

Презентация 1. Слайд №1

Учитель: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием “Смутного времени”.

Слайд №2

Сегодня мы предлагаем перенестись на 400 лет назад в начало XVII в. В эпоху русской Смуты. У каждого возникает вопрос: для чего? Да потому что уроки, которые преподала нам история, остаются актуальными и сегодня. На наших глазах распадаются и перекраиваются государства мира, страны, присвоившие себе право быть судьями и вершителями судеб планеты, вмешиваются в дела более слабых народов, стравливают одних с другими, вводят войска на их территорию, бомбят города и рисуют границы по своему усмотрению. И выход из этой ситуации – только один – ОБЪЕДИНЕНИЕ, умение договариваться и находить компромиссы, а если потребуется – демонстрация силы народа, непоколебимости принципов и воли.

Итак, сегодня, в нашей интеллектуальной битве принимают участие:

  • Команда 10 параллели............
  • Команда 11 параллели - ........

Звучит колокольный звон

Учитель: После смерти царя Фёдора Ивановича – единственно выжившего сына Ивана Грозного, в 1598 году прекращается старая династия Рюриковичей. На Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Он был сильным, честолюбивым государственным деятелем, вёл успешную внешнюю политику, при нём укреплялось разоренное при Иване Грозном государство. Однако именно при нем начинается СМУТА, продлившаяся в России около 10 лет. Историки по-разному оценивают её причины. Но как бы то ни было, хаос и распри начались именно при царе Борисе.

Слайд №3

I ТУР “ПРИЧИНЫ СМУТЫ. ВИНОВЕН ЛИ ЦАРЬ БОРИС?”

На сцене под колокольный звон появляется Борис Годунов.

Борис Годунов: Я – царь Борис, избранный на царство земским собором и Боярской Думой. Многие винят меня в том, что именно я стал тем государственным деятелем, который довел Русь до Смутного времени. Нелестную характеристику получил я от великого русского поэта А.С. Пушкина: “вчерашний раб, татарин, зять Малюты”. Но разве не сделал я ничего доброго и хорошего для Руси? Принимая венец Мономахов, провозгласил я : “Никто не будет в моем царстве нищ и беден”, и пообещал последнюю исподнюю рубашку разделить со всеми. Не моя вина, что три года Русь заливали дожди и рано наступали холода, что голод косил население деревень и городов, что опустели закрома и начался голод? Разве не я приказал открыть царские амбары и раздавать хлеб людям в тяжелую годину?

Разве не я освободил сельское население от всех податей на один год, чтобы облегчит положение людей русских?

Разве не я преследовал пьянство, закрывал кабаки и питейные заведения, дабы не спивался народ русский?

Я выпустил на свободу всех, отсидевших в тюрьме. Я отменил казни. Не лютовал и опричнины не заводил по примеру Ивана Грозного.

С Божьей помощью я учредил Московскую патриархию и Русская православная церковь стала полностью независимой.

Я занимался градостроительством. При мне появились города Самара, Саратов, Царицын, Тобольск, Сургут, Тюмень, Налым.

Заботился я и о развитии образования. Именно при мне впервые в истории России были посланы за границу “для науки разных языков и обучения грамоте 4 дворянина. Жаль, что обратно никто не вернулся, но впоследствии именно по моим стопам пойдет Петр Великий.

С моего ведома на Красной площади было построено Лобное место из камня, сооружен водопровод с насосом в Кремле.

Так разве я один повинен в том, что началась Смута? В чем моя вина?

(Команды тянут жребий. Одна команда – “адвокаты”, вторая – “обвинители”.

На подготовку командам дается 5 минут. Оценивается полнота аргументов и грамотное выступление - максимальная оценка – 5 баллов)

Слайд №4

II ТУР “Героев нужно знать в лицо. И антигероев - тоже”.

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

На экране – портреты, к ним идет описание:

Слайд №5

1. Один из первых русских картографов. Его царствование — кратчайшее пребывание лица мужского пола на российском престоле. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском доме (Федор Годунов)

Слайд №6

2. Русский военный и политический деятель Смутного времени, один из руководителей Первого ополчения, глава Земского правительства (30 июня1611 — весна 1613), шенкурский державец.

Вместе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым руководил освобождением от поляков столицы, причём на время после их изгнания и до избрания Михаила Фёдоровича был избран главным и единственным правителем государства. За свою деятельность получил титул “Спасителя отечества” и был одним из претендентов на царский престол на земском соборе 1613 года (Дмитрий Трубецкой)

Слайд №7

3.Вынашивая планы экспансии на восток, ... поддержал Лжедмитрия I, заключив с ним тайный договор. По воцарении в Москве самозванец обещал отдать ему Чернигово-Северскую землю. После смерти Лжедмитрия I в 1609 году возглавил осаду Смоленска (Сигизмунд III).

Слайд №8

4. Русский полководец, участвовал в сражении с поляками, храбро сражался и был ранен в бою. Настоящий патриот, он поклялся отдать свою жизнь за свободу родины. Став во главе ополчения ..... принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события (Дмитрий Пожарский)

Слайд №9

5.Последний из Рюриковичей на русском престоле, русский царь c 1606 по 1610 годы. После низложения жил в плену у поляков (Василий Шуйский)

Слайд №10

Нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде “излюбленным человеком” за “честность и мудрый смысл”. Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех “встать за веру”. Его слова: “Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником”, - быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги.. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение (Кузьма Минин).

Слайд №11

7. Старший сын Сигизмунда III.27 августа (6 сентября) 1610 года как русский царь принял присягу московского правительства и людей.

По договору 4 февраля 1610 года, который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Русский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство (Семибоярщина) признало его царём и чеканило от его имени монету. Он православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был (Королевич Владислав).

Слайд №12

8. - был холопом князя Телятевского, ещё в молодости бежал от своего господина в степь к казакам, здесь попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. Несколько лет он провёл на галерах в качестве гребца-невольника. Организовал собственную армию в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. Он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь “воеводой царевича Дмитрия”. 

После победы войск Шуйского в октябре 1607 года, Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен в проруби (Иван Болотников).

Слайд №13

9. Беглый монах Чудова монастыря. Выдавал себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного и Марии Нагой, зарезанного в 1591 году в г. Угличе. При поддержке поляков и русскогот населения взошел на трон и объявил себя императором (Лжедмитрий I).

Слайд №14

10. Дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, жена Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени (Марина Мнишек).

(Жюри подводит итоги 2 тура)

Слайд №15

Учитель: В 1602 году в Литве неожиданно объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать “отцовский” престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Умер от сердечного приступа. Не дожидаясь подхода польского войска 1 июня 1605 года в Москве произошло восстание. 20 июня 1605 Самозванец торжественно въехал в столицу. Чтобы успокоить москвичей и убедить их в своей “истинности” в столицу была привезена Марфа – монахиня Мария, которая признала в нем своего сына. Правление самозванца продолжалось всего 11 месяцев. Не прошло и года, как бояре Шуйские и Голицыны при поддержке 200 вооруженных дворян произвели дворцовый переворот. Лжедмитрий был убит заговорщиками. Трон перешел к боярскому царю князю Василию Шуйскому.

Слайд №16

Учитель: летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

Не желая, вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.

Слайд №17

Но крестьянские восстания не переставали бушевать на Руси, в стране появился Лжедмитрий второй, началась открытая интервенция России поляками.

ПЕРЕД СТРАНОЙ ВСТАЛА УГРОЗА ПОТЕРИ НЕЗАВИСИМОСТИ! Первое ополчение против интервентов возглавил Прокопий Петрович Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем.

Слайд №18

Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Давайте вспомним события того времени, выполнив задания 3 тура.

Слайд №19

3 тур нашей интеллектуальной битвы – ВИКТОРИНА “Смутное время”. На обдумывание – 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный – 1 бал.

Слайд №20

III ТУР ВИКТОРИНА (Приложение №1)

“СМУТНОЕ ВРЕМЯ”
ПОЛИТИКА
АРМИЯ
КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТЬ
ЦЕРКОВЬ
ЖЕНЩИНА В ИСТОРИИ
ДЕТАЛИ

Эксперты объявляют результаты викторины и общий счет за 3 тура

Слайд №21

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты Козьмы Минина началось формирование Второго ополчения.

Слайд №22

Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. Минин и Пожарский возглавили "Совет всей земли".

Слайд №23

Центром формирования нового ополчения стал Ярославль. Призыв объединиться шёл из низов общества. Самостоятельно приняли решение, забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных страт: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество. Это была демонстрация воли к независимости, любви к Родине, умения самоорганизоваться, когда нет центральной власти, столица сдана полякам, военные частиперешли на сторону противника, а на троне люди, чуждые России.

Слайд №24

В 1612 году 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому началось избавление Москвы от поляков.

Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года.

Слайд №25

В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божьей Матери находилась у руководителя ополчения князя Д.М. Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом. Икона Казанской богоматери была духовным стимулом освобождения.

Слайд №26

В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова.

Слайд №27

Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”

IV ТУР “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”

Задание 1: 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против оккупировавших её поляков. Одним из руководителей восстания был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Тогда поляки подожгли Москву, а затем принялись грабить русскую столицу. В.О. Ключевский в “Курсе русской истории” пишет: “В церквах они снимали со святых позолоченные ризы, ожерелья и вороты, пышные украшенные драгоценными каменьями и жемчугом...”. Семь царских корон и 3 скипетра были похищены в царской казне. Как пишет, Ключевский из спеси они заряжали мушкеты вовсе не пулями, чтобы стрелять в русских. Вопрос: в черном ящике находится предмет, которым поляки, “Из спеси” заряжали свои мушкеты после разграбления Москвы. Что это? (ответ: жемчуг)

Задание 2. На коронации Михаила Романова его дядя Иван Романов держал перед ним шапку Мономаха. Трубецкой нес скипетр. Князь Мстиславский как самый знатный из бояр осыпал молодого царя золотыми монетами. Князю Дмитрию Пожарскому в этой церемонии также была отведена роль: Он нес золотое яблоко. В черном ящике находится изображение этого “золотого яблока”. Что называлось “золотым яблоком” в церемонии коронации? Изображение какого предмета находится в черном ящике?

(Держава появилась при Борисе Годунове. Во время коронации патриарх вручал ее царю со словами: “Сие яблоко — знамение твоего царствия”).

За каждый правильный ответ – 2 балла

Слайд №28

V ТУР “КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ”

(Ответы команда сдает письменно)

Перед вами 13 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно разделить на три группы.

Задание:

Классифицируйте изображения по избранному вами критерию.

Огласите найденный вами критерий.

Предложите иной критерий классификации.

Патриарх Гермоген, Борис Годунов, Патриарх Иов, Царь Федор Борисович , Патриарх Филарет. Лждемитрий I, Михаил Романов, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Иван Болотников, Василий Шуйский.

Ответ: Критерий – сословный признак: ЦАРИ, ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ, “ПРОСТЫЕ” люди

Слайд №29

VI ТУР “ТАЙНЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Зимой 1613 года после избрания царем Михаила Романова, польский король Сигизмунд III Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес. Выдающийся русский историк Н.И. Костомаров не считал исторически достоверным подвиг Ивана Сусанина. В качестве одного из аргументов профессор выдвигал тот факт, что награда “нашла героя” (зятя Сусанина) только через 8 лет после проявленного героизма. Действительно, можно ли предположить, что новоизбранный царь Михаил Романов мог на долгое время забыть о такой важной услуге, ему оказанной? (Ответ: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь. Кроме того, все это время Михаил, надо полагать, не считал свое положение достаточно прочным, и только после наведения порядка в стране, упрочения царской власти, пришло время создания истории о воцарении Романова и его единении с народом).

Борис Годунов, как и Михаил Романов, был избран на царство Земским собором. Однако, как считал И. Тимофеев, автор “Временника” - важнейшего источника по истории России – Годунов не имел божественной санкции, и повиноваться ему не следовало. Михаил же такие санкции будто бы имел. Откуда такая дискриминация избранного Земским собором царя?
(Ответ: формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. В обществе 17 века с его сословным стратификационным делением на “белую” и “черную кость”, “природность” царя была главным признаком легитимности власти).

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Слайд №30

Учитель: 4 ноября с 2005 года отмечается как “День народного единства”. Он совпадает С Празднованием в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1612 году, зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Москва и Россия были освобождены.

Слайд №31

4 ноября мы празднуем День народного единства. Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству и разнообразию озёр она занимает одно из первых мест в мире, учёные насчитывают в России 150 языков. В ней проживают представители более ста наций и народностей. Велика и богата наша Родина. Но главное её богатство – это люди. Их сила. Их единство. Их мудрость. Их умение противостоять всем бедам и врагам. И история Смуты – хороший урок не только нам, но и другим.

И пока наши жюри и эксперты подводят итоги, мы предлагаем посмотреть клип по кинофильму “1612”.

Литература и электронные ресурсы мероприятия.

  1. Р.Г. Скрынников “На страже московских рубежей”, Москва, “Московский рабочий”, 1986 г.
  2. Р.Г. Скрынников “Борис Годунов”, Москва, “Наука”, 1983 г.
  3. РЭ.В. Уткина “Школьные олимпиады. История, 10 – 11 классы, Москва, “Айрис – пресс”, 2006 г.
  4. А.Т. Степанищев “Проблемные задачи по истории России”, Москва, “Владос”, 2001 г.
  5. Н.И. Чеботарева “Олимпиадные задания по истории России 9-11 классы”, Волгоград, “Учитель”, 2006 г.
  6. К. Валишевский “Смутное время”, Москва, “Терра – книжный клуб”, 2003 г.
  7. Б.Г. Пашков “Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917”, Москва, “ЦентрКом”, 1997 г..
  8. http://mudroslov.com
  9. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=55108
  10. http://www.historbook.ru/Smuta1.html
  11. http://xronika.az/foto/603-ot-iova-do-kirilla-16-patriarxov-moskovskix-i.html
  12. http://history.sgu.ru/?wid=602