Урок окружающего мира по теме «Кровь.Значение крови». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся со значением, составом, свойством крови, правилами оказания первой помощи при кровотечении путем групповой работы на основе поисково-исследовательской деятельности;
  • учить пользоваться учебной литературой для достижения поставленной задачи;
  • формировать познавательный интерес к учебной деятельности через умственные действия;
  • развивать адекватную самооценку, умение слушать друг друга, сопереживать, радоваться успеху товарища, общаться, сотрудничать.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
  • презентация (Приложение 3);
  • микроскопы, пластинки с кровью человека;
  • учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова;
  • инструкции по выполнению работы (Приложение 1);
  • рабочие листы (Приложение 2);
  • ватман, цветная бумага;
  • иллюстрации специальных средств оказания первой помощи при кровотечении;
  • иллюстрации на тему «Значение крови»;
  • карточки со словами «плазма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (учащиеся повторяют слова за учителем):

– Мы – умные!
– Мы – дружные!
– Мы – внимательные!
– Мы – старательные!
– Мы отлично учимся!
– Всё у нас получится!

II. Проверка домашнего задания

– Тело человека – поистине замечательное изобретение природы. (Слайд 1)
– Как вы понимаете эти слова?

Блиц-опрос

1. Какая наука изучает строение тела человека?
2. Какая система управляет деятельностью организма?
3. Какой ученый занимался исследованием нервной системы?
4. Какой главный орган находится в черепе?
5. Какой орган нервной системы находится в позвоночнике?
6. Кто подает информацию головному мозгу?
7. Сколько примерно весит мозг взрослого человека?
8. Что дают человеку во время операции для обезболивания?
9. Как называется особый орган около внутреннего уха?

III. Актуализация темы урока

1. Отгадайте загадку,  и вы узнаете, о какой ткани человеческого организма мы будем говорить на уроке.

Загадка

А вода-то не простая
В той реке вода живая,
Наше тело напоит,
Наше тело оживит.
В долгий путь стремится вновь
Красная густая … (кровь)

– Что мы будем изучать на уроке?

Кровь (от греческого «гема»). Кровеносная система человека.
Гематология. (Слайд 2)
– Слово «кровь» произошло от греческого слова «гема».
– Объясните значение термина «гематология» (наука, изучающая кровь). На уроке бы будем врачами-гематологами и попытаемся исследовать кровь человека.

2. Сегодня на уроке мы будем работать в 4 группах (Слайд 3).
У каждого из вас есть инструкции по выполнению работы и рабочий лист, который должен быть  заполнен к концу урока.
В каждой группе есть консультант, к которому вы можете обратиться за помощью.

№ группы

Тема

Результат работы

I группа Значение крови  Таблица «Значение крови»
II группа Состав крови Схема  «Состав крови»
III группа   Роль кровяных клеток Схема «Роль кровяных клеток»
IV группа  Как остановить кровь Плакат «Специальные средства»

IV. Работа в группах

V. Физминутка для глаз. (Слайд 4)

1. Большой круг, по краю которого движется маленький круг 3 раза влево, 3 раза вправо (глазами водим за маленьким кругом)
2. В центре большого круга маленький черный круг (сфокусировать зрение на черном круге и медленно слегка наклониться назад, потом вперед).

VI. Выступление групп

  • Значение крови (иллюстрации, показывающие значение крови) (Слайд 5)
  • Состав крови (иллюстрации, изображающие состав крови) (Слайд 6)
  • Роль кровяных клеток (иллюстрации, изображающие роль кровяных клеток) (Слайд 7)
  • Как остановить кровь (иллюстрации, изображающие как остановить кровь при порезах и носовом кровотечении) (Слайд 8). 

VI. Обобщение работы групп

Кроссворд (Слайд 9):  

1. Что переносит кровь ко всем тканям? (Кислород)
2. Как по-другому можно назвать красные и белые кровяные клетки? (Тельца)
3. Как называются пластинки, которые помогают крови сворачиваться? (Тромбоциты)
4. Препарат, которым нужно смазать кожу вокруг ранки (Йод)
5. Как называются клетки, которые придают крови красный цвет? (Эритроциты)
6. Клетки крови, которые борются с инфекциями и болезнями? (Лейкоциты)

– Какое ключевое слово в кроссворде? (Сердце)
– Как вы думаете почему? (Сердце – главный орган кровеносной системы)
– О роли сердца в кровеносной системе мы будем говорить на следующем уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия

  • Сформулируйте тему нашего урока.
  • Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?
  • Где могут пригодиться вам эти сведения?
  • Какие трудности испытывали на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Оцените работу учащихся, которые на уроке отвечали, задайте им дополнительные вопросы.

VIII. Домашнее задание

Учебник «Мы и окружающий мир» стр. 32-36.  

Задания по выбору:

  1. Составить рассказ по плану, который находится в рабочих листах.
  2. Подготовить карточки для самопроверки по теме  «Кровь».     

– Спасибо за сотрудничество!

12.03.2015