Внеклассное мероприятие по обществознанию, игра «Забастовка»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • расширить представления учащихся об одном из самых распространенных типов социально-экономических конфликтов в современном мире – конфликтом между работником и работодателем;
  • показать возможные варианты поведения в  конфликте между работодателем и работником;
  • показать способы и методы борьбы за свои права в рамках законов РФ;
  • совершенствовать умение выдвигать коллективные требования, направленные на защиту своих интересов;
  • сформировать умение вести переговоры;
  • развивать умение отстаивать свое мнение.

Оборудование:  проектор, видеокамера, ватман, маркеры

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие «Забастовка» является прекрасным дополнением к урокам обществознания в 10-11 классах к изучаемым темам «Социальное взаимодействие». Данная игра может быть проведена и как уроки, если в курсе есть необходимое учебное время.

Ролевые игры являются очень эффективными  для  закрепления понимания социальных процессов, так как представляют собой погружение учащихся в условия, приближенные к реальным. Данный формат мероприятия или урока способствует более глубокому  пониманию учащимися сложных социальных процессов, которые происходят в современном мире, формированию активной гражданской позиции, умению отстаивать свое мнение, права и при этом присушиваться к мнению окружающих. Ролевые игры на данный момент времени относятся к наиболее прогрессивным методам обучения общественным дисциплинам – к интерактивным методам. Эти методы очень продуктивны, но как при   любом сложный методе возникает ряд  трудностей при их реализации.

При проведении таких уроков или мероприятий необходимо разработать четкие правила игры, определить главных игроков и сформулировать четкие инструкции для них, а также продумать вопрос вознаграждения победителей. Роль учителя в ходе самой игры может быть разной: ведущий, инструктор, наблюдатель, один из игроков.

При разработке данного мероприятия были продуманы роли, необходимые для наиболее полного представления ситуации конфликта между работниками и работодателями. Все предложенные роли распределены заранее, а инструкции выдаются в ходе игры, если на игру отводить два академических часа. Если же инструкции раздаются учащимся в качестве домашнего задания, то на игру отводится от 45 минут до 1 часа. Правила игры «Забастовка» основаны на  психологии конфликта. Результаты игры непредсказуемы. Тем не менее, независимо от результата игры все участники поощряются грамотами и сертификатами и, возможно, сладкими призами. Все допущенные в ходе игры ошибки анализируются по желанию учащихся на ближайшем классном часе по договоренности с классными руководителями.

Ход игры (2 академических часа)

I этап

Представление игроков: администрация завода (3 человека), лидеры профсоюза (2 человека), представители власти: мэр, заместитель мэра,  полицейские (два человека), судья, журналисты (2 человека), оператор, рабочие – остальные.

Обострение ситуации для создания ощущения личной заинтересованности в победе в конфликте – призы получат либо «Рабочие», либо «Директора» либо «Представители власти» или «Журналисты», в зависимости от того, кто выиграет

Примечание: после игры это условие снимется, и призы выдаются по справедливости: наиболее активные – грамоты, активные, но не очень решительные – сертификаты, пассивные, но не «отсутствующие» – только сладкие призы.

II этап

Обрисовка ситуации игры:

На предприятии  «Сибметалсервис» около 100 рабочих, а также 50 инженеров, мастеров и обслуживающего персонала. Владельцы этого предприятия семья  Кротких. Условия труда для рабочих на заводе следующие:

Работа в две смены: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00
Перерыв на обед – 1 час
Выходной – Воскресенье
Оплата труда: около 12-13 тыс. рублей в месяц, половина из которых составляет премия, назначаемая в случае отсутствия дисциплинарных проступков: опозданий, курения, производственного брака. За каждое нарушение с премии снимается 10 %.  Оплата сверхурочных и ночных работ оговаривается с каждым работником индивидуально.
За один прогул, которым считается 4 часовое отсутствие на работе – увольнение.
Отпуск – 4 недели после года работы.
При поступлении на работу с каждым работником заключается отдельный трудовой договор.

Этап III

Ситуация 1. Переговоры

3 учащихся из группы – владельцы завода, назначенные заранее – удаляются на 10-15 минут из аудитории. Для них формулируются задача: они могут удовлетворить только 1 требование рабочих и не более (см. Рабочие карточки в Приложении 1)
оставшиеся учащиеся – рабочие – создают профсоюз, выбирают 2-3 лидеров
Им предлагается сформулировать требования и записать их на ватмане (или в презентацию на слайд (см. Приложение 4

Задача для «Профсоюза» добиться выполнения не менее 3 требований, в случае их невыполнения – угроза забастовки (см. Рабочие карточки в Приложении 1)

Возвращение «Директоров»
Переговоры – 5 мин.
Объявление забастовки

Этап IV

 Ситуация 2. Подготовка забастовки (см. Рабочие карточки в Приложении 1)

  • Подготовка забастовки – создание плакатов для пикета (15 мин)
  • Во время подготовки владельцы могут принимать действия для срыва забастовки.

Этап V

Ситуация 3. Забастовка. (см. Рабочие карточки в Приложении 1 + Приложение 4. Слайд 6)

Описание задач для участников конфликта:

  • Задача для директоров: они могут продержаться не более 14 минут забастовки, поэтому должны предпринимать «любые» действия, кроме открытого насилия и нецензурной брани для прекращения забастовки: разговоры с администрацией, взятки, угрозы в «тихой форме», увольнения и т.д.
  • Задача для лидеров профсоюза: продержаться не менее 15 минут забастовки, затем она будет прекращена. Действия: пикеты перед администрацией, привлечение журналистов, и т.д.
  • Задача для администрации города: не допустить простоя завода более 13 минут, при этом иметь ввиду, что если не удовлетворить минимум два  требования рабочих, то будет социальный взрыв. Поэтому нужно уговорить рабочих и предпринимателей пойти на компромисс. Администрация города должна пресекать любые попытки «нарушить»  закон со стороны участников конфликта путем «ареста» (удаления на скамью в конце кабинета).

Примечание:  забастовка проходит в виде пошагового поединка, начинает его лидер профсоюза с объявления забастовки. (Более подробное описание см. в Приложении 1)

Игра заканчивается либо подписанием договора (см. Приложение 2), либо автоматически после окончания 15 минут игры.

Этап VI

Подведение итогов. Ситуация «Разбор полетов».

  • Оглашение экономических потерь  предпринимателей в случае их проигрыша.
  • Беседа: как вы думаете, что могут сделать директора после окончания забастовки?
  • Подведение итогов, раздача грамот, сертификатов или сладких призов (см. Приложение 3)

Мы с вами поговорим на следующем классном часе в более спокойной обстановке о ситуации с подобными конфликтами в России. А также обсудим, что каждая из сторон могла бы сделать, чтобы выиграть и обсудим допущенные вами ошибки.

Список литературы:

  1. Коллективный договор. Образец:  http://blanker.ru/doc/dogovor-kollektiviy
  2. Короткова М. В. “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” –  М., 2003г.
  3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003г.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.
  5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель–2000, №1

11.03.2015