Урок по теме «Множества и операции над ними»

Разделы: Математика


Тема «Множества и операции над ними» изучается студентами специальности 050146 Преподавание в начальных классах по программе МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Интерактивное учебное занятие проводилось в рамках личностно-деятельностного подхода с реализацией методов: мозговой штурм, мини-лекция,презентация с использованием слайдов с обсуждением; технологии «Взаимообучение»; сопровождалось мультимедийной презентацией Power Point (Приложение 1).

Цель: овладеть основными  понятиями теории множеств.

Знать:

– понятия (множество, виды множеств, способы задания множеств, отношения между множествами);
– операции над множествами;
– роль и место теории множеств в начальном курсе математики.

Уметь:

– выполнять простейшие практические задания по теме;
– наглядно представлять изученную информацию.

Технологическая карта занятия по теме «Множества и операции над ними»


п/п

Этапы занятия

Цель этапа

Содержание деятельности

Средства обучения

Формы обучения

преподавателя студента
1 Организационный Создание мотивации на активную познавательную деятельность Вступительное слово. Постановка темы, конкретизация цели и задач Предполагают цель и задачи Мультимедийная презентация Фронтальная работа
2 Основная часть          
2.1 Минилекция Знать: понятия (множество, виды множеств, способы задания множеств,
отношения между множествами)
Уметь: выполнять простейшие практические задания по теме
Проводит мозговой штурм. Выясняет степень информированности и отношение к теме.
Излагает материал на доступном для студентов языке.
Дает каждому термину определение.
Объясняет теорию «от общего к частному».
Перед объявлением какойлибо информации спрашивает, что знают об этом студенты.
После предоставления какоголибо утверждения предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу.
Отвечают на вопросы.
Высказывают и обосновывают свое мнение. Приводят примеры множеств.
Выполняют практическое задание 1.
Участвуют в формулировке промежуточных выводов
Карточки с заданиями.
Информационный буклет.
(Приложение 2)
Мультимедийная презентация
Мозговой штурм
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Групповая работа
2.2 Взаимообучение          
2.2.1 Вызов Актуализировать знания студентов Предлагает ответить на вопросы «Верите ли вы в то, что …» (Слайд) Отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение Мультимедийная презентация Фронтальная работа
2.2.2 Осмысление Знать: операции над множествами
Уметь: выполнять простейшие практические задания по теме
Организует групповую работу с использованием приема «Зигзаг», наблюдает за процессом взаимообучения Эксперты изучают свою часть материала. Возвращаются в первоначальные группы для взаимообучения.
Выполняют групповое задание.
Информационные листы.
План для представления изученного материала
(Приложение 3)
Индивидуальная работа
Групповая работа
Взаимообучение
2.2.3 Рефлексия Уметь: наглядно представлять изученную информацию; выполнять простейшие практические задания по теме Организует работу по составлению сравнительной таблицы Представление результатов групповой работы.
Работа экспертной группы.
Выполнение практического
задания 2.
Оценочные листы.
(Приложение 4)
Метаплан
Фронтальная работа
Самопроверка
Взаимопроверка
2.3 Презентация с использованием слайдов с обсуждением Знать: роль и место теории множеств в начальном курсе математи
ки
Ставит ключевые вопросы. Останавливает презентацию на заранее намеченных позициях.
Совместно со студентами подводит итоги
Озвучивают извлеченные выводы Мультимедийная презентация Фронтальная работа
3 Заключение Осмысление продвижения.
Отражение чувств, ощущений
Рефлексия:
организует групповую работу используя прием «Ключевое слово» (ключевое слово – множество);
организует работу по алгоритму самоанализа и самооценки «Закончи предложение» (Слайд).
Подведение итогов занятия.
Постановка домашнего задания
Работают над составлением метаплана к ключевому слову (по одному представителю от группы).
Заканчивают данные предложения.
Записывают домашнее задание
Метаплан Мультимедийная презентация Групповая работа
Фронтальная работа

Мозговой штурм. Как вы думаете, что такое множество? (каждый студент предполагает, что такое множество, потом идет обсуждение в группе, каждая из 4х групп предлагает свой вариант).

Минилекция.(См. буклет, презентация)

Практическое задание 1.

  1. Запишите множество, состоящее из
  2. Запишите множество, состоящее из букв в слове «математика».

Взаимообучение.

Вызов.
Верите ли Вы в то, что...
Осмысление. Прием «ЗигЗаг»
Шаг 1. Каждая член группы получает информационный лист определенного цвета, который определит в дальнейшем принадлежность к экспертной группе.
Шаг 2. Разбирают материал в экспертных группах.
Шаг 3. Взаимообучение. Эксперты рассказывают материал в первоначальных группах.
Шаг 4. Каждая группа получает задание рассказать об одной из операций по определённой схеме (Определение, обозначение, краткая запись, переместительное свойство, свой  пример, изображение).
Рефлексия.
Выступает представитель каждой группы, не являющийся экспертом по данному вопросу. Оценка экспертов (по очереди каждая группа).

Практическое задание 2.

Ответы на вопросы «Верите ли вы в то , что...». Заполнение оценочного листа.

Домашнее задание

Владеть материалом занятия.(Буклет. Записи в тетрадях).
Самостоятельно изучить и законспектировать в рабочую тетрадь вопрос «Разбиение множества на классы», Л.П. Стойлова «Основы начального курса математики», п.31, стр.80.
Найти в учебниках математики начальной школы задания связанные неявно с основными понятиями теории множеств.

10.03.2015