Формирование социальной компетентности в самостоятельной работе на уроке биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Контрольная работа, обучающие самостоятельные работы , тренировочные самостоятельные работы , закрепляющие самостоятельные работы , повторительные самостоятельные работы , развивающие самостоятельные работы , творческие самостоятельные работы


Формирование социальной компетентности учащихся неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности. Любые умения могут формироваться только при самостоятельной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа  – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно выполнят задание, проявляя усилия и активность. Самостоятельную деятельность учащихся можно организовать на разных уровнях: от ответа на конкретный вопрос и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. При составлении заданий для самостоятельной работы учителю необходимо учитывать, что степень сложности работы должна отвечать возможностям детей.

В зависимости от целей, которые преследуются нами при разработке заданий, самостоятельные работы могут быть:

  • обучающими
  • тренировочными
  • закрепляющими
  • повторительными
  • развивающими
  • творческими
  • контрольными

Смысл обучающих работ заключается в самостоятельном выполнении заданий данных учителем в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ — развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика. К тому же, такие работы позволяют учителю выявить непонятные, сложные для усвоения моменты в изложенном материале. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, а также при первичном закреплении знаний, то есть сразу после объяснения нового материала. Особенности обучающих самостоятельных работ заключаются в том, что их надо составлять в основном из знаний репродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить низких оценок. Такие работы дают картину понимания учащимися нового материала на раннем этапе его изучения. Цель этих работ не контроль, а обучение.

К тренировочным работам относятся задания на распознавание объектов и их свойств. Они состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства, определения и правила. Такая работа мало способствует умственному развитию детей, зато позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения предмета.

При выполнении самостоятельных тренировочных работ учащимся еще необходима помощь учителя. Можно позволить пользоваться учебником, записями в тетради, таблицами, справочниками и т.д. Такой подход создает благоприятный климат для слабых учащихся.

Дифференцированная форма учебной деятельности предусматривает выполнение учащимися самостоятельных работ по дифференцированным заданиям. Такие задания строятся с учетом особенностей группы, состоящей из учеников с «одинаковым» уровнем знаний, умений и способностью к усвоению учебного материала. Примером такой работы является выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться учитель, работающий по этой системе: все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; его задача — правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

Отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки. Каждый ученик, достигший этого эталона, получит отметку «отлично».

Число отличных отметок не ограничивается. Соответственно, взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки.

Каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие возможности.

Эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность. Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы, – направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

Закрепляющие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных знаний полученных ранее. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида можно судить, нужно ли еще заниматься данной темой или следует переходить к следующей. Задания данного вида разрабатываются и для групповой, и для индивидуальной работы учащихся. На таких уроках отрабатываются навыки обобщения, сопоставления и умения анализировать. Эта форма работы позволяет учащимся разных возможностей работать с полной нагрузкой и самостоятельностью, а учитель имеет возможность оказать помощь учащимся с более слабыми способностями. Оценка при групповой работе ставится всей группе, согласно критерию, известному с начала урока. Применение типовых методов позволяет обучить каждого ребенка на доступном для него уровне. Учителю — помочь каждому ученику выявить пробелы в знаниях и вовремя откорректировать работу каждого ученика. Индивидуальная форма способствует развитию самостоятельности в поиске решения.

Повторительные самостоятельные работы эффективны непосредственно перед изучением новой темы. Учитель должен знать, насколько хорошо усвоен материал, пройденный накануне, нет ли в знаниях учеников пробелов, способных затруднить изучение новой темы. Например, перед изучением в 8 классе темы «дыхание» целесообразно повторить темы: «Кровь и кровообращение».

Хотелось бы особо остановиться на самостоятельных работах развивающего характера, которые могут быть представлены нестандартными формами подготовки. Это и подготовка к выступлению на уроке с внепрограммным материалом, и составление докладов на заданную тему, и участие в олимпиадах по биологии, научно — практической конференции школьников, а также различные слеты, проводимые городскими центрами. К ним можно отнести так же проведение в школе «дней биологии», выпуск газет, поиск материала для стенда «А знаете ли Вы?».

Контрольные работы являются средством контроля достижения планируемых результатов обучения. При разработке контрольных заданий должна быть четко выделена обязательная часть, и указан критерий оценки. Использование обязательной и необязательных частей позволяет строить разноуровневые задания. После проверки выполнения и анализа контрольных работ необходимы корректирующие занятия с учениками, слабо усвоившими учебный материал. Для того чтобы слабо успевающие учащиеся могли освоить учебную программу необходимо систематически проводить целенаправленных уроки по коррекции знаний. Эти уроки проводятся для тех, кто показал неудовлетворительные результаты на проверочных и контрольных работах. На таких уроках с учащимися проводится индивидуальная работа с поэтапной проверкой знаний.

Одной из форм контроля знаний являются тестовые работы. Развитие современной школы требует адекватного подхода к диагностике учебных достижений, которая должна основываться на требованиях обязательного минимума содержания образования качества знаний учащихся. Для измерения уровня знаний необходим некий стандарт обученности, которым должны овладеть учащиеся. Подходящим средством для этого принято считать тестирование, помогающее перейти к созданию систем адаптивного обучения и контроля.

Эффективность процесса обучения в большой степени зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Контроль в данном случае выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Оперативно проводить проверку знаний с помощью традиционных методов бывает затруднительно из-за лимита времени. В связи с этим на уроках мы используем такие формы контроля, как тестирование и биологический диктант. Тестовый уровневый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения активизации их мыслительной и творческой деятельности. Выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала. Позволяет рационально использовать время на уроке.

Тесты могут использоваться для текущей, тематической и итоговой проверки знаний, а также для самоконтроля учащихся при подготовке к зачетам, экзаменам. Тестовые задания дифференцированы и позволяют проверить знания базового и повышенного уровня.

Для проверки тестовых работ можно использовать учительский контроль или самоконтроль знаний. Самоконтроль — один из способов активизации процесса обучения. Он дает возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний и их осознанность, так как учащиеся могут сразу обратить внимание на допущенные ими ошибки.