Урок по теме «Пользовательский интерфейс»

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика и ИКТ. 8 класс, 5-е издание. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011

Цель урока: Формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме “Пользовательский интерфейс”; учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи:

обучающие:

  • сформировать представление учащихся о пользовательском интерфейсе;
  • учить ориентироваться в среде пользовательского интерфейса операционной системы;
  • учить активизировать объекты с помощью элементов управления;
  • учить различать окна по назначению и виду;
  • закрепить новые знания в практической деятельности учащихся;
  • осуществить контроль изучаемой темы урока.

развивающие:

  • развивать наблюдательность и логическое мышление, умение выявлять причинно - следственные связи;
  • развивать самостоятельность и творческую деятельность;
  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
  • поддерживать познавательную активность посредством смены видов учебной деятельности;
  • развивать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет.

воспитательные:

  • формировать навыки контроля и самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками;
  • воспитывать сознательную дисциплину.

Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.

Необходимое техническое оборудование:

  • компьютерный класс, операционная система Ubuntu11.04, рабочая среда GNOME, веб-браузер Mozilla Firefox for Ubuntu 7.0.1
  • ЭОРы, представленные на сайтах ФЦИОР и school-collection;
  • мультимедийный проектор,
  • учебник Семакина “Информатика. Базовый курс. 8-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
  • презентация;
  • диск с музыкой Моцарта для релаксации.

Структура и ход урока

1 этап – организационный (1 мин.)

Учитель приветствует учащихся. Создает комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся настраиваются на работу.

2 этап – актуализация знаний (5 мин.)

Учитель проводит опрос:

- Как называется операционная система, используемая в вашем компьютерном классе?

- Что такое файл?

- Что такое путь к файлу на диске, полное имя файла?

- На что указывает расширение?

- Что такое каталог?

- Какую файловую структуру использует ОС на ваших компьютерах (одноуровневую, многоуровневую)?

Обучающиеся отвечают на вопросы, оценивают свои знания и ответы товарищей.

3 этап - введение нового материала, формулирование учебной проблемы учителем (3 мин)

Используя ЭОР (N 119291), Приложение, № 1 (слайд1) учитель обращается к материалу для наблюдений с целью определения темы урока. Задает вопрос:

- Как вы думаете, почему так легко запомнить и выполнить представленные операции с объектом?

- Такой способ взаимодействия программы с нами, пользователями, называют пользовательским интерфейсом.

Предлагает учащимся сформулировать тему урока?

Обучающиеся включаются в репродуктивную деятельность.

Отвечают на вопрос:

- Потому что можно видеть, что происходит, управлять объектами.

Осознают проблемную ситуацию, пытаются ответить на проблемный вопрос учителя и сформулировать тему урока.

4 этап-формулирование темы урока (2 мин.)

Обучающиеся формулируют и записывают скорректированную учителем тему урока в тетрадь.

5 этап - усвоение новых знаний и умений (9 мин.)

Учитель, используя ЭОР (N 119282), Приложение, № 2 и ЭОР (N 119288), Приложение, №3 знакомит с понятиями "пользовательский интерфейс" (слайд 3), "объектно-ориентированный интерфейс"(слайд 4). Говорит об объектах ОС, об информации, которую они содержат, связях программ и документов между собой, об информационных и физических объектах, об их обозначении (пиктограмма) .

Объясняет, что такое контекстное меню и как с ним работать (слайд 5).

Обучающиеся включаются в репродуктивную деятельность, воспринимают информацию ЭОР, поэтапно заполняют опорный конспект по материалам ЭОР.

6 этап – физкультминутка (1 мин.) (слайд 6)

Звучит музыка. Учитель дает инструкцию: "Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями. Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой, делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох. Повторим упражнение еще раз"[2]. Обучающиеся выполняют физкультминутку.

7 этап - обобщение и закрепление нового материала, тренировка практических навыков (5 мин.)

Учитель проверяет глубину осмысления учебного материала. Предлагает задания группам учащихся:

  • 1 группе: сравнить элементы оконного интерфейса Windows и Linux (панели инструментов, кнопки управления окном)(слайд 7)
  • 2 группе: сравнить главное меню Windows и Linux (как открывается? что содержит?) (слайд 8)

Обучающиеся, используя слайды презентации 7,8, работают в группах. сравнивают, высказывают мнения, делают выводы.

8 этап - выполнение тестовых заданий (10 мин) (слайд 9)

Обучающиеся выполняют тестовые задания по теме урока, самооценка (ЭОР, Приложение, №4 "Основные элементы интерфейса и управления").

9 этап - домашнее задание (2 мин.) (слайд 10)

Учитель предлагает выполнить задания ЭОР (N 119109) практического типа индивидуально или в группах (Приложение, № 5). Обучающие записывают домашнее задание.

10 этап – рефлексия (2 мин.) (слайд 11)

Учитель побуждает высказать мнение по теме урока; о трудностях усвоения нового материала, а также сделать объективную оценку собственным знаниям и уроку в целом. Обобщает материал урока. Обучающиеся анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания и знания товарищей; обобщают материал урока.

Приложение.

Литература.

  1. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика и ИКТ. 8 класс, 5-е издание. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011
  2. Уильям Г.Бейтс. Улучшение зрения без очков http://lib.ru/NTL/MED/ZRENIE/bejts0.txt
  3. ЭОР http://files.school-collection.edu.ru
  4. ЭОР http://files.school-collection.edu.ru