Урок русского языка «Еще об одной опасности письма» с деятельностным подходом. 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с орфограммой, на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  1. Предметные: осознавать сущность понятия «орфограмма», по освоенным признакам обнаруживать орфограммы, в том числе ранее неизвестную. Выявлять новую орфограмму, пользоваться новым орфографическим правилом, выполнять всю необходимую последовательность действий.
  2. Метапредметные:
    • личностные: элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений; желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором; становление положительного отношения к изучению русского языка.
    • регулятивные: ставить, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий; выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения.
    • познавательные: читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания; пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов; понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму; осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его; наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения; проявлять лингвистическое мышление; коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
    • коммуникативные: участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром; точно отвечать на вопросы, задавать вопросы; строить короткие сообщения; передавать приобретённую информацию другим, учить ею пользоваться.

Методы обучения.

  • По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
  • По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

  • М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. 2 часть, стр.16-17. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • М.С. Соловейчик. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник (2 часть, стр.56-57) к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • мультимедийная презентация к уроку (у автора);
  • карточки с заданием для уч-ся 1, 2 варианты;
  • жёлтые, зелёные круги из цветного картона,
  • схемы-памятки на цветных листах.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до самого вечера!

– Откройте тетради. Запишите число, «классная работа».

2. Актуализация знаний.

Словарная работа.

Учитель: На доске записаны словарные слова. Давайте прочитаем их.

Улица, поздоровается, готовиться, слушаются, лестница, увидеться, обижается, курица.

Учитель: На какие две группы их можно разделить?

Учитель: Выпишите существительные в первый столбик.

сущ.

улица
лестница
курица

3. Объяснение нового материала. Постановка проблемы.

Учитель: Прочитайте, какие слова вы выписали. Что общего у записанных имён существительных? (Учащиеся: Это словарные слова, орфограмма «Безударная гласная и, непроверяемая ударением»; обозначают неодушевлённый предмет; сущ. женского рода единственного числа. … Сочетание [ца] на конце слов.)

Учитель: Имеется орфограмма в написании -ца ? (Учащиеся: Есть. Безударная гласная на конце имени существительного. Легко решаемая задача, можем объяснить написание этой буквы.)

Учитель: Слова какой части речи, вы отнесли ко второй группе? (Учащиеся: Глаголы.)

Учитель: Назовите формы этих глаголов. (Учащиеся: Глаголы в неопределённой форме и в форме 3-го лица.)

Учитель: Выпишите во 2-ой столбик глаголы в неопределённой форме, а в 3-й столбик – глаголы в форме 3-го лица.

Учащиеся записывают.

Учитель: Что заметили? (Учащиеся: У глаголов во втором столбике есть ь, а у глаголов в третьем столбике – отсутствует ь.)

Учитель: Почему в словах второго столбика мы пишем ь, а в 3-ем – нет? (Учащиеся: У глаголов в неопределённой форме пишется -ь.)

Учитель: В неопределённой форме глагола всегда пишется ь? (Учащиеся: Если она оканчивается не на -ти, то всегда.)

На доске:

Учитель: А теперь прочитаем слова. Что общего заметили в произношении? (Учащиеся: Мы слышим сочетание [ца] в конце слов.)

Сверху словарных слов появляется надпись «Сочетание [ца]?».

Учитель: Сравните написание этих глагольных форм и имён существительных. (Учащиеся: У имён существительных слышу сочетание [ца] на конце – пишу ца. У глаголов неопределённой формы слышу [ца] – пишу -ться, у глаголов в 3 лице – пишу -тся.)

На доске:

– Возникает необходимость выбора.

Учитель: Давайте сверим свои рассуждения с советом авторов учебника. Упр. 382 с. 16. Вывод: Наши рассуждения и совет авторов учебника совпали.

Учитель: При написании какой части речи можно ошибиться в выборе? (Учащиеся: При написании глагола.)

На доске получается схема:

Физминутка

Сообщение темы.

Учитель: Мы сегодня научимся преодолевать опасность написания сочетания [ца] на конце слов. Послушайте стихотворение:

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

Учитель: Какие глаголы, оканчивающиеся на [ца] вы услышали в стихотворении?

– А сейчас наши выводы-схему мы превратим в словесное правило.

Способ действия.

Работа в тетради-задачнике. Стр. 57, упр. 381.

Учитель: Впишите в рассуждение нужные слова. Если возникнут трудности, обратитесь за помощью к нашей схеме.

Фронтальная проверка.

Работа по учебнику.

Учитель: Проверим свой вывод по учебнику. Стр.16, 2 часть.

Примечание: часто перед сочетанием [ца] бывает ещё и буква д или т, звук которой не слышен. Подбираем проверочные слова. (Например, два молодца, у отца, но два огурца).

4. Первичное закрепление нового материала.

1) Работа в тетради-задачнике.

Применение правила. Учебник с. 56, упр. 379

Учитель: Это про вас? Вам нравится учиться? (Да). Допишите слова значками звуков. Сделайте самостоятельно правильные записи слов на оставленных строках рядом.

Учитель: Объясните свой выбор. (Учащиеся: Нравится – глагол в форме 3-го лица, значит на конце пишу тся. Учиться – глагол в неопределённой форме, значит на конце пишу ться.)

Учитель: С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Учащиеся: Обозначение сочетания [ца] на конце слов.)

Учитель: Подчеркните орфограмму, с которой мы сегодня познакомились.

2) Развитие речи.

На доске: Бросаться в глаза

Учитель: Что записано? (Учащиеся: Словосочетание, фразеологизм, устойчивое сочетание слов.)

Учитель: Объясните его смысл? (Учащиеся: Привлекать внимание, выделяться, быть на виду.)

Карточки (два вида, 2 варианта; лежат на столах уч-ся)

1. Замените фразеологический оборот одним словом:

Надуть губы – обидеться
Выходит из себя – злится

2. Напишите синоним:

Спешат – торопятся
Работать – трудиться

Фронтальная проверка.

Учитель: Что у вас получилось? Как написали слова? Кто не смог, запишите ответы. (Дописывают, если не справились).

5. Закрепление по теме.

Учебник с. 17, упр. 385.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию, назовите произведение и автора. (Учащиеся: Корней Иванович Чуковский «Айболит».) Показ портрета. Показ книги.

Учитель: А кто помнит первые строки сказки? (Учащиеся: Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.)

Учитель: А почему автор называет Айболита добрым? (Учащиеся: Любит животных, лечит их.)

Учитель: А вы любите животных? Поднимите руку, у кого дома живёт домашнее животное.

6. Самостоятельная работа.

Учебник с. 17 упр. 385, 1 вариант: первые две строчки. 2 вариант: вторые две строчки.

Прих.ди (к) нему л.чи[ца]
И к.рова, и в.лчи[ца]…

А птица над ними кружи[ца]
А птица на землю с.ди[ца]…

Взаимопроверка.

7. Творческое задание (устно).

Учитель: Придумайте небольшой рассказ, состоящий в основном из одних глаголов на -ться, -тся.

Продолжите фразу:

Чтобы быть здоровым надо: закаляться, правильно питаться, не ругаться, не обижаться, не драться, купаться, умываться, заниматься спортом, тренироваться, двигаться….

Учитель: Какая орфограмма встречается во всех этих словах?

8. Домашнее задание.

  1. Записать получившийся рассказ, добавить своё. Можно украсить рисунком или фотографией. 
  2. Придумать и записать предложения со словами, которые у вас были в карточках.

9. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель: Узнайте у родителей, что они знают о написании сочетания [ца] на конце слова.

– Что бы вы хотели сегодня вечером рассказать своим родителям об уроке?

– Чему вы научились сегодня?

– Спасибо за работу на уроке.

Учитель: Вы знаете, что важно быть здоровым не только физически, но и духовно. А для этого надо чаще улыбаться, быть добрым в душе и совершать добрые поступки. Улыбайтесь чаще!

22.03.2015