Коренной перелом в войне. Сталинградская битва

Разделы: История и обществознание


Эпиграф к уроку:

«И пытались постичь мы, не знавшие воин…»

Разве можно забыть
Нам с тобой сорок третий
Помнишь – Сталинградская битва
Тогда полыхала?..
И советский солдат,
Уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня и надежней металла.

Цели урока:

  • изучить этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны.
  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой, работать в группе и оценивать свою деятельность.
  • воспитывать на примере событий Великой Отечественной войны, битвы под Сталинградом, чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование с элементом исторического краеведения, использование групповой формы работы.

Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучение.

Оборудование: документы, карты, рабочий и оценочный лист.

Ход урока

I этап. Организация работы.

Учащиеся по группам с табличками - названиями групп: «Аналитики», «Хронисты», «Картографы», «Краеведы», «Военные журналисты».

Опережающим заданием для вас, ребята, было чтение материала о коренном переломе в Великой Отечественной войне. У каждой группы рабочий лист (Приложение 1), с заданиями и критериями оценивания работы на уроке. В ходе урока, на каждом этапе оцените свою работу, в конце урока прокомментируете свои оценки. Заполните рабочий лист.

II этап. Создание проблемной ситуации.

Благодаря чему и где произошел коренной перелом во Второй Мировой войне?

В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

Вижу, вы удивлены. Почему?

Формулирование проблемы.

Значит, какой вопрос возникает? Какое событие считать коренным переломом во Второй Мировой войне? Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?

Гипотезы: Какое событие считать коренным переломом во Второй Мировой войне: события битвы у Эль-Аламейна или Сталинградскую битву?

III этап. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к поиску решения проблемы, нам предстоит вспомнить, что мы уже знаем о первом этапе Великой Отечественной войны и коренном переломе в войне.

Что значат кодовые названия операций: «Барбаросса», «Тайфун», «Ост».

Что такое коренной перелом в ходе войны?

В чем же заключался коренной перелом в ходе войны?

Обращаем внимание на таблицу «Знаем – Не знаем». Выясняеми заполняем.

Знаем Не знаем

Начало войны 22 июня 1941г.

Трагическое начало войны. Московская битва. Срыв плана «Барбаросса».

Неудачи Красной армии на южном направлении.

В чем же заключался коренной перелом в ходе войны? Где он произошел?

Какие причины контрнаступления советских войск под Сталинградом, причины победы под Сталинградом, последствия и значение Сталинградской битвы для хода всей войны

IV этап. Открытие нового знания.

Исследование мы на уроке проведем в ходе работы групп. Учитель знакомит учащихся с заданиями по группам, с инструкцией по организации работы в группе (Приложение 2).

Задание «картографам»:

  1. Изучить карты-схемы (разгром немецких войск под Сталинградом).
  2. Заполнить контурные карты по Великой Отечественной войне (контрудары советских и немецких войск, выделить линию фронта к началу и концу битв).
  3. Показать на карте «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)»: контрнаступление советских войск под Сталинградом

Задание «хронистам»:

  1. При изучении документов, выделить главные даты, причины касающиеся коренного перелома (Сталинградской битвы).
  2. Соотнести даты с событиями.
  3. Рассказать о героизме советских воинов в битве под Сталинградом.

Задание «аналитикам»:

  1. При изучении документов, выбрать данные по подготовке сторон, расстановке сил перед битвами, результаты битв: Сталинградская битва и битвы у Эль-Аламейна.
  2. Проанализировать данные.
  3. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы.

Задание «краеведам»:

  1. Изучить краеведческий материал и сделать выводы о вкладе таганрожцев в Сталинградскую битву
  2. Представить мини-исследование «Вклад таганрожцев в победу под Сталинградом ».

Задание « военным журналистам»: оформить газету по Сталинградской битве.

Выступление представителей от групп.

V этап. Итог урока. Вывод по проблеме. Оценивание.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Почему вы считаете, что именно Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе войны? (В ходе обсуждения проблемного задания учащиеся приходят к выводу о том, что в результаты военных действий летом-осенью 1943 года показали превосходство военных сил Красной Армии и стало очевидно, что изгнание врага с советской территории является всего лишь делом времени.)

Чьи версии подтвердились? Как вы оцениваете работу в группах? (комментарии). Вы узнали о том, что не знали на момент начала урока. Если да, поставьте плюс. Если нет, то на какой вопрос Вы не получили ответа?

Работа с рабочими листами, текст с заданиями, комментарии оценок.

Выводы по проблеме: Причины победы Сталинградской битвы и на советское военное искусство, возросшая военная мощь и техника, зрелость полководческого таланта советских военачальников, умелое руководство со стороны Советского Верховного Главнокомандования, высокий патриотизм народа и советских солдат, великое мужество, героизм всего многонационального народа.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда...

Одна битва не могла решить исхода всей войны. Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли.

Домашнее задание: подготовить информацию о событиях, которые завершили коренной перелом в Великой Отечественной и во Второй мировой войне. Завершить оформление мини-исследования по теме «Таганрожцы в Сталинградской битве».

Спасибо за работу.