«Почвы Воронежской области». 8-й класс

Разделы: География


Цели урока:

1. Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о почвах России на примере почв Воронежской области;
  • Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
  • Показать тесную связь почв с другими компонентами природы;

2. Развивающие:

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений;
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы;
  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний.

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви к природе родного края, стремления быть ее рачительным хозяином;
  • Заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении материала.

Учебно-наглядный комплекс: Карты Россиифизическая, климатическая, почвенная, контурная, рабочая тетрадь (8кл), атлас Воронежской области.

Термины и понятия: Типы почв. Механический состав, структура почвы, плодородие, мелиорация.

Географические объекты: Воронежская область.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент

Взаимное приветствие

Приветствует детей и проверяет готовность к уроку

 

Подготовить уч-ся к работе на уроке.

 

Эмоциональный настрой

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого ученого-почвоведа В.В. Докучаева: «…нет тех цифр, которыми можно было оценить силу и мощь почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России».

 

Акцентуация внимания, настрой на положительную работу.

А. тема урока

 

О чем свидетельствуют слова В.В. Докучаева.

Как Вы догадались, тема нашего урока связана с почвами, а звучит она так: «Почвы Воронежской области».

Процесс почвообразования сложный, но человек может на него влиять, тем самым повышая плодородие почвы.

 

Б. Цели урока

 

Какова цель нашего урока, что вы хотите узнать?

Сегодня на уроке мы должны расширить свои знания о почвах нашей области, о влиянии компонентов природы на них, их значение для человека. Работать сегодня Вы будите по группам, выполняя определенное задание.

- изучить типы почв Воронежской области и способы повышения их плодородия.

Записывают в тетради тему урока

 

2. Основная часть урока

Словесный метод обучения

Прежде, чем Вы начнете свою работу, давайте вспомним:

Вопросы:

  1. Что такое почва?

  2. Какие характеристики она имеет:
    А. Структура
    Б. Механический состав
    В. Плодородие

Отвечают на вопросы, комментируют ответы.

Активизирует знания учащихся

 

Использование интерактивной доски

Используя свои знания, заполните таблицу (приложение 1)

Обсуждение работы

 

 

Беседа

Вопрос:

  1. Какие процессы повышают плодородие?

  2. Что можно сделать, чтобы их ускорить?

Отвечают на вопросы, комментируют ответы.

Стимулирование познавательного интереса учащихся, развитие и совершенствование практических умений и навыков.

 

Творческое задание

Группы «получают» дачные участки, определяют тип почв, пишут инструкцию по их использованию

Каждая группа знакомит класс с инструкцией и комментирует её.

Активизация мыслительной деятельности учащихся

3. Рефлексия

 

Оценка работы групп

Самоконтроль по вопросам (приложение 2)

Класс участвует в обсуждении.

 

4. Д/З

 

 

Повторить основные понятия темы: «Почвы России»

 

19.03.2015