«Задачи на части». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Эпиграф к уроку:

“Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть”.
М.И. Башмаков

Характеристика основных видов деятельности учеников (на уровне учебных действий):

  1. Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию.
  2. Моделировать условие задачи, используя реальные предметы, рисунки и схематические чертежи.
  3. Планировать ход решения задачи.
  4. Решать задачу по предложенному плану.
  5. Оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.

Применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные

Список используемой литературы.

УМК “Сферы” по математике для 5 класса. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б .Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова.

  • Учебник с приложением на электронном носителе: Математика. Арифметика. Геометрия.
  • Тетрадь – тренажер.
  • Тетрадь – экзаменатор.
  • Задачник.
  • Поурочные методические рекомендации.
  • Рабочие программы.
  • http://www.spheres.ru

ПЛАН УРОКА

Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа урока, методы и приемы обучения
Организационный этап
Организация внимания школьников.

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

- Проверка готовности класса к уроку.

- Ответы на возможные вопросы по домашнему заданию.

- Повторение темы предыдущего урока.

- Побуждение учащихся к целеполаганию, т. е. к формулированию целей и задач данного урока. (Слайд 2 и 3)

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся (опорных знаний и способов действий).

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формулирование вместе с учениками темы урока, его содержания, целей и форм деятельности.

Решение задач на повторение (Слайд 6, 7 и 8)

Установите соответствие между условиями задач и схематическими рисунками, выполненными по условию задач.

Задача 1. Для компота взяли 300 г яблок, а груш в 2 раза меньше. Какова масса всех фруктов?

Задача 2. Для компота взяли 2 части яблок и 1 часть груш, всего 300 г. Сколько граммов яблок и груш в отдельности?

Задача 3. Для компота взяли 300 г яблок и груш, причем яблок в 2 раза больше, чем груш. Сколько граммов яблок и груш в отдельности?

А Б В
     

Учащимся предлагается выделить среди этих задач одну “лишнюю”, а две оставшиеся проанализировать, сравнить их условия и схемы к ним. Что в них общего? Чем они отличаются? Можно ли их отнести к одному типу задач? К какому?

Учащиеся устно решают эти задачи.

И далее с помощью учителя они формулируют тему урока, его цели и задачи, а также предлагают различные формы работы. (Слайд 9)

Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Обеспечить восприятие и осмысленное усвоение изучаемого материала.

Научить учащихся выделять существенные признаки принадлежности задач к данному типу.

Содействовать построению самими учащимися алгоритма решения задач.

Создать условия для усвоения учащимися этого алгоритма.

Используем электронное приложение к учебнику: Интерактивные модули. Задачи на части.

Задача 2. Для детских новогодних подарков были куплены шоколадные конфеты и карамель, всего – 20 кг. Сколько было куплено конфет того и другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет.

Моделируя на компьютере краткое условие этой задачи в виде схематического чертежа, выясняем основные признаки задач данного типа:

  • неизвестны две (или более) величины;
  • известны их сумма или разность;
  • известно, во сколько раз одна величина больше или меньше другой.

Осмысливая ход решения этой задачи, учащиеся с помощью учителя формулируют алгоритм решения таких задач:

  1. Выяснить, какие величины неизвестны;
  2. Определить, какая из них наименьшая;
  3. Принять меньшую величину за 1 часть;
  4. Определить, сколько частей составляет другая величина;
  5. Найти, сколько частей приходится на сумму (или разность) этих величин
  6. Найти величину 1 части, т. е. значение меньшей величины;
  7. Найти другие неизвестные величины.
Физкультминутка. (Слайд 10).
Этап применения и закрепления новых знаний и способов действий.
Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий.

Создать условия для повышения глубины понимания и усвоения изученного материала.

Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных ситуациях.

1) Придумайте по рисунку (Слайд 11) задачу на части и решите её.

2) Работа в разноуровневых группах сменного состава:

Каждой группе предлагается решить задачу соответствующего уровня сложности. (Слайд 12)

Базовый уровень - № 190 б;

Повышенный уровень - № 191 а;

Высокий уровень - № 192 а.

Через 5-7 мин. представители групп отчитываются, представляя решение данной им задачи. Назначенные учителем “эксперты” комментируют и оценивают работу групп.

Учащиеся с помощью учителя поводят итог этого этапа, подчеркивая, как применяется алгоритм решения задач на части в измененных и новых ситуациях.

Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний и способов действий.
Выявление уровня и качества усвоения учащимися знаний и способов действий.

.Выявить недостатки в знаниях, установить их причины.

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях учащихся в рамках изученной темы.

Развивать у школьников способности к самоконтролю и самооценке.

Учащимся предлагаются 3 задачи (Слайд 13):

1. В первой пачке 20 тетрадей, а во второй - в 4 раза меньше. Сколько всего тетрадей?

2. В первой пачке 20 тетрадей, что в 4 раза меньше, чем во второй. Сколько всего тетрадей?

3. В двух пачках 20 тетрадей. Во второй пачке тетрадей в 4раза меньше, чем в первой. Сколько тетрадей в каждой пачке?

Из этих задач они должны выбрать задачу на части и самостоятельно решить её. Далее следует проверка и самопроверка, обсуждение и коррекция выявленных ошибок.

Фронтальная устная работа по решению следующих задач (Слайд14):

№4. Миша решал задачу: “У брата и сестры 20 марок, причем у брата в 4 раза больше, чем у сестры. Сколько марок каждого?”

У него получилось, что у брата 15 марок, а у сестры 5марок.

а) Докажите, что Миша не прав.

б) Дайте верный ответ.

(Слайд 16)

№5. Петя придумал для Маши задачу:

“Дед старше внука в 10 раз, а вместе им 60 лет. Сколько лет деду и сколько лет внуку?

Маша подумала и сказала, что такой ситуации быть не может.

а) Согласны ли вы с Машей? Почему?

б) Исправьте какое-нибудь данное задачи. Предложите разные варианты.

Этап информации о домашнем задании.
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (Слайд 17)

Подробные рекомендации учителя по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

Этап подведения итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Вернуться к сформулированным в начале урока целям и оценить степень их достижения.
Этап рефлексии.
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. (Слайд 18)

“Незаконченные предложения”.

Предложить учащимся продолжить незаконченные предложения.