Внеклассное мероприятие по информатике «Виртуальное кафе»

Разделы: Внеклассная работа


Цели: повышение мотивации учащихся к изучению информатики

Задачи:

  • Формировать познавательную и творческую деятельность учащихся; прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, побуждать любознательность;
  • Развивать кругозор и интерес учащихся к занятиям математикой и информатикой, культуру коллективного умственного труда.
  • Воспитывать умение работать в команде, чувство ответственности, уважения к соперникам.

Тип занятия: дидактическая игра (две команды по 5 человек).

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы, карточки, набор бумажных лент, клей, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя.

– Добрый день. Уважаемые ребята и гости, вы приглашены на открытие виртуального кафе.

Сегодня в меню:

Салаты:

  • Мышь под шубой 5$.
  • Математический винегрет 6$.

Первые блюда:

  • Компьютерный рассольник 3$.
  • Уха математическая 6$.

Вторые блюда:

  • Лист Мёбиуса. 10$
  • Мониторный гарнир 5$.
  • Информационный коктейль 10$.

Десерт.

  • РебусNet 8$

– Итак, салаты...

1. “Мышь под шубой”

Историческая справка “Изобретение мыши”

Угадай программу:

Чтоб найти программу эту
Нет нужды гулять по свету;
Чтобы ты ее нашел,
Рассмотри Рабочий стол!
Жму на ПУСК внизу экрана –
Раскрывается МЕНЮ;
Надо выбрать там ПРОГРАММЫ –
Мышку снова применю.
Хоть программ здесь очень много,
Мы идем своей дорогой:
В этот списочек войдем,
Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.
Вот еще МЕНЮ раскрылось;
Мышь сюда переместилась
Выберем строку мы с вами
Ту, где баночка с кистями. (PAINT)

Задание для команд (по одному человеку из команды):

Нарисовать флаг Забайкальского края, флаг России.

2. “Математический винегрет”

Автор учебника по математике, алгебре, геометрии? (Н. В. Истомина, А. Г. Мордкович, Л. С. Атанасян)

Автор учебника по информатике и ИКТ. (Л. Л. Босова, И. Г. Семакин)

  1. Назовите языки программирования. (паскаль, бейсик, си, ...)
  2. Назовите ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика. (Гиппократ)
  3. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  4. Основоположник кибернетики (Винер)

3. Компьютерный рассольник.

– Угадай программу:

Раскрывается окно
Сколько здесь всего дано
Сверху надписи здесь есть –
Нужно будет их прочесть.
Справа, возле уголка
Три знакомые значка
Минус, крестик и квадрат
С ними встретиться ты рад.
Знаешь, как они важны.
И программам всем нужны.
Инструментов столько разных
Ниже на окне висит
Здесь и принтер и дискета
Буква Ж и буква К (Microsoft Word)

Задание для команд (по одному человеку от команды): в текстовом редакторе зашифровано высказывание. Нужно удалить лишние буквы и напечатать получившиеся высказывание.

Зашифрованное высказывание:

... трппудннных пппредмннетов ннент, нно еннсттть беттздннна вннещттей, коннторттых мнны нтте знннаем, и еттще боннльттше тттакнних, коттторынне знннаем дурттно, дннаже лоттжннно. И эттти-тнно лттожннные сттведеннния етщне бннольттше нттас остттанннавливают и сбнниваттют, чннем ттте, коттторнных мны снновсттем нтте знннаеттм. А. И. Гттерценнн

Расшифрованное высказывание:

... трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Уха математическая

Зашифруйте слово, используя Азбуку Морзе. (кибернетика )

6. Лист Мёбиуса

Сценка-фокус “Лист Мебиуса”

Послушайте диалог:

А. Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?

Б. Значит, ее можно было одевать с 2-х сторон? Это было бы неплохо. Наши ребята в классе просто лопнули бы от зависти.

А. Нет, тут дело посложнее: рубашка только с одной стороны.

Б. Не морочь мне голову. Таких рубашек не бывает.

А. Конечно, я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например цилиндр. Он представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая “границы”, нельзя очутиться на другой стороне. Опыт (Лист Мебиуса): а теперь смотри: я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду вести вправо и надеюсь прийти в ту же точку, но на другой стороне листа.

Б. Этого не может быть.

А. Эх ты, Фома неверующий. Смотри! (Ученик Б тоже проделывает опыт.)

Б. Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик “короля математики” К. Гаусса. Ныне эта поверхность называется листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край; одну поверхность. Действительно, начав закрашивать лист с любого места, можно убедиться, что постепенно вся поверхность будет закрашена. “Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную – муху и разрешить ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если конечно, паук ползает быстрее. Так изучение свойств именно этой поверхности во многом положила начало развитию новой ветви геометрии – науки топологии. В Вашингтоне у входа в Музей истории и техники установлен вращающийся монумент этой поверхности – стальной ленты закрученной на полвитка.

Эксперименты для всех.

А. (показывает и объясняет эксперимент). Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мебиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутил ленту перед склейкой, все было бы просто – из одного кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Практическое задание для всех.

– Возьмите бумажные ленты, клей и ножницы. Приготовьте листы Мебиуса и проведите эксперимент, о котором я вам рассказал.

Получили кольцо, перекрученное дважды. А затем разрежьте это кольцо еще по середине.

Вывод: получили 2 сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.

– Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из неё лист Мебиуса.

Эти свойства листа Мебиуса не смогли оставить равнодушными знаменитого художника М. Эшера. Он посвятил ему серию картин (демонстрация репродукций художника).

Также свойства листа Мебиуса используют в матричном принтере. В картридже красящая лента склеена как лист Мебиуса (демонстрация картриджа)

6. Мониторный гарнир

– Угадай программу:

В офиce программа есть
Для расчетов создана,
И бухгалтерам нужна.
Ты скажи дружок быстрее
Как же, названа была она. (Microsoft Excel)

Задание для команд (выполняет вся команда): в электронных таблицах нарисовать диаграмму роста своей команды.

7. Информационный коктейль

– Тест выполняется на компьютере в режиме Microsoft Word. Ребята должны выделить жирным шрифтом свой ответ.

1. Наименьшее натуральное число.

А) 2

Б) 1

В) 0

Г) 3

2. Какая величина лишняя?

А) килограмм

Б) грамм

В) километр

Г) тонна

3. Кто из математиков был олимпийским чемпионом по кулачному бою?

А) Пифагор

Б) Лобачевский

В) Гаусс

Г) Лейбниц

4. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?

А) в 10 раз

Б) в 11 раз

В) в 12 раз

Г) в 13 раз

5. Единица измерения объема нефти.

А) унция

Б) тонна

В) баррель

Г) карат

6. Сколько байт в одном Кбайте.

А) 1000

Б) 8

В) 1024

Г) 220

7. Выберите домен верхнего уровня в сети Интернет, принадлежащий России.

А) us

Б) po

В) ru

Г) ra

8. Какой принтер появился первым?

А) лазерный

Б) струйный

В) матричный

9. Первоначальный смысл английского слова "компьютер":

А) вид телескопа

Б) электронный аппарат

В) электронно-лучевая трубка

Г) человек, производящий расчеты

10. Сколько битов несёт слова ЁЛКА?

А) 8

Б) 4

В) 32

Г) 16

8. Десерт (ребусы) приложение1

II. Подведение итогов. Награждение. Вручение грамот и призов.