План-конспект занятия «Цветы родного края»

Разделы: Внеклассная работа


Тип занятия: Комбинированный. Обобщение и систематизация знаний и умений. Выявление компетенции учащихся

Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путём коллективной творческой работы в группах.

Задачи:

  • Научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных вопросов при закреплении знаний по карте Собинского района;
  • Обобщить знания о цветах Собинского района, научить узнавать цветы по выкройкам;
  • Закрепить знания о народных названиях и символах полевых цветов;
  • Формировать ценностные представления о любви к малой родине, к её природе, окружающей среде;
  • Формировать экологическую культуру;
  • Развитие творческих способностей детей; создание литературных проб “Цветы в рассказах, сказках, легендах детей”;
  • Формировать ответственность, самоконтроль, терпимость, самостоятельность.

Ход занятия

1. Организационный момент - явка на занятие, проверка готовности учащихся к занятию.

2. Целеполагание и мотивация

Сообщение темы занятия. Цели и задачи занятия, значение данной темы в повседневной жизни детей. Практическое использование полученной информации учащимися (школа, семья, будущая профессия)

3. Актуализация

Вступительное слово педагога.

Педагог зачитывает отрывок из стихотворения “Родные просторы” поэта Михаила Пляцковского.

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристей голос у ручья.

В родных местах и неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берёз – прямее и стройнее,
И разноцветней радуга дуга.

Педагог совместно с учащимися проводит краткий анализ реализации программы “Цветы родного края”: названия цветов, их внешний вид, места произрастания. Это ромашка, василёк, колокольчик, незабудка, мак, фиалка, купальница.

Все эти цветы произрастают на территории нашего Собинского района. Затем демонстрирует карту Собинского района, изготовленную учащимися и предлагает ответить на вопросы.

4. Осознание и осмысление учебного материала.

1 этап. Работа с картой.

Учащиеся отвечают на вопросы педагога. Приложение 1.

2 этап. Задания на знание названий цветов, выкроек, народных названий цветов, внимательность, практических умений.

Учащиеся разбиваются на три группы. Каждая группа получает своё задание, и работает за отдельным столом. Педагог наблюдает за работой каждой группы, корректирует работу, проверяет правильность выполнения.

Задание №1.

Из отдельных букв составить название 2 цветов. Дописать названия тех цветов, каторые мы уже изучали.

  • 1 группа: колокольчик, фиалка;
  • 2 группа: купальница, василёк;
  • 3 группа: незабудка, ромашка;

Задание №2

Из большого набора выкроек, найти те, которые соответствуют цветам из первого задания, и разложить их напротив каждого цветка.

Задание №3

Из предложенного набора народных названий цветов, найти и разложить те, которые соответствуют вашим цветам. (Народные названия и символы цветов. Приложение 2)

Задание №4 Задание выполняют по два учащихся из каждой группы. Оценивается правильность изготовления выкройки.

Из бумажного круга вырезать выкройки ромашки и василька.

3 этап Игра “Алфавит”. Приложение 3

Учащимся предлагается игра. На стенде крепятся буквы алфавита. За каждой буквой скрывается повествование о цветке, описание инструмента. Так же за одной буквой может скрываться несколько вопросов. Ответ начинается с буквы, открываемой учащимся. Дети по очереди или по желанию называют букву. Педагог зачитывает первое содержание вопроса. Если учащийся затрудняется ответить, педагог зачитывает следующий пункт. Данный ребёнок называет ответ. Если он ошибся или затрудняется ответить, то отвечает другой учащийся. Во время игры контролируются знания по теоретическим вопросам курса.

4 этап Сказки, рассказы стихи учащихся. Приложение 4

В течение учебного года дети сочиняли сказки, стихи, рассказы. Лучшие работы зачитываются для аудитории.

5 этап Мини-выставка лучших работ учащихся.

Педагог делает обзор по мини-выставке.

5. Рефлексия

О значении полученной на занятии информации и итогах работы в объединении. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Вопросы задаёт зам. директора по учебно-воспитательной работе Яковлева Л.Д. Приложение 5

Затем зам. директора по учебной работе Онаприюк С.В., анализирует полученные учащимися знания за учебный год, напутствует детей, предлагает им сделать выбор занятий на будущий учебный год.

Педагог благодарит учащихся за работу и зачитывает отрывок из стихотворения Михаила Пляцковского “Родные места”.

В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки.
В родных местах всё лучше и красивей
От звёзд ночных до утренней росы.

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!