Склонение и падеж имени существительного

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развивать умение определять падеж и тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже )
  • Обогащать словарный запас, развивать речь детей, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память; 
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

    (массаж – зарядка по Урманскому)

    Грудку мы слегка подавим,
    Вот тут точечку найдём
    И под точечкой помнём
    Потрём ушки
    Потрём бровки
    Потрём глазки
    Потрём ручки
    Вдох – выдох
    Вдох – выдох

2. Определение и постановка учебных задач урока.

- На доске дано 10 слов найдите лишнее:

Аллея, берёза, воробей, город, декабрь, заяц, мороз, прекрасный, суббота, хорошо.

(прекрасный, хорошо)

К какой части речи относятся эти слова? ( им. существительное)

- Проводим зрительный диктант слов из словаря, проводим взаимопроверку ( работа в парах)

Вспомните всё, что знаете об имени существительном. Как изменяется им. существит-ное?

3. Беседа - опрос по изученной теме в форме игры "Правильно - неправильно".

- Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.

1). Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

2). В русском языке 5 падежей.

3). В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

4). Склонение - это постоянный признак имени существительного.

5). Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.

6). Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

- Проверь свою запись (образец на доске ).

п н н п н п

- Встаньте,

  • кто выполнил без ошибок,
  • 1 ошибка,
  • 2 ошибки.

- Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.

4. Закрепление изученного.

- Что значит просклонять имена существительные ? (Изменить по падежам) Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Определите падеж им. существительных; самопроверка.

  • В стране –
  • На реке –
  • Над городом –
  • С мамой –
  • У осины –
  • К причалу –
  • По горе –
  • Из театра –
  • На кочку –
  • За болотом -

5. Какова роль имени существительного в предложении

С существительным к причалу составить предложение:

Нам предстоял долгий и трудный путь к причалу.

(Разберите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

  • Каким членом предложения является к причалу (дополнение)
  • Каким еще членом предложения может быть имя существительное в предложении? (подлежащим, обстоятельством)
  • Какой частью речи можно заменить имена существительные в тексте? (местоимением)

Послушайте рассказ:

На них по нему не идёшь, а летишь. Да еще он в неё прямо хоть с ними наперегонки.

А вот скоро он растает, они осядут на неё влажную и прорастут. Будет тепло, сухо и красиво! И всё-таки она прекрасна!

Понятно ли о чём идет речь? (дети делают выводы, что без существительных русский язык не сможет существовать)

Заменим местоимение именем существительным:

(дети работают на карточках, зачитывают свои мини-сочинения)

Читаем, что получилось:

На лыжах по снегу не идёшь, а летишь. Да еще ветер в спину прямо хоть с зайцами наперегонки.

А вот скоро снег растает, семена осядут на землю влажную и прорастут. Будет тепло, сухо и красиво! И всё-таки зима прекрасна!

Физкультминутка.

6. Работа в парах. По заданию учителя на карточках.

- Найти подчёркнутое слово определите падеж и склонение (рассуждать по алгоритму).

- Проверка с образца.

- Как вы считаете, склонение - это постоянный или непостоянный признак имени существительного?

- А ещё какие постоянные признаки есть у существительного?

7. Итог урока. Оценивание учащихся.

8. Задание на дом.