Плод. Разнообразие и значение плодов

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, с их видами.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие плод;
  • познакомиться со строением плода;
  • выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
  • познакомиться и научиться определять виды плодов.

Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):

  1. развивать сопоставленный анализ через сравнение и определение видов плодов;
  2. продолжить развитие логического мышления, через решение теста и проблемных вопросов;
  3. продолжить работу над развитием наблюдательности;
  4. через работу с наглядным материалом;
  5. продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  6. развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.

Оборудование:

  • Презентация, таблицы: “Сухие и сочные плоды”, “Виды плодов”. Модель цветка муляжи.
  • Таблички с основными терминами: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды.
  • На каждую парту набор плодов (виноград, вишня, клён, семечки, пшеница).
  • Раздаточный материал: бланк-отчет, бланк игры “ верю-не верю”, таблица с классификацией плодов, видов плодов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

А начнём наш урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится?

1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

2. Этот орган появляется в определенный период жизни растения.

3. С помощью него растения могут распространяться по земле.

4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или несъедобным.

Это плод.

Цель: сегодня мы будем изучать плоды, их образование, виды, распространение и значение плодов.

- Скажите, ребята, а на месте чего появляется плод?

- Давайте вспомним строение цветка.

- Открыли рабочие тетради, записали число и выполнили задание №1

(По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает части цветка по модели цветка)

- Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

- Что такое опыление?

- Что такое оплодотворение

(После опыления и оплодотворения к завязи пестика, где находится семязачатки и оплодотворенная яйцеклетка интенсивно притекают питательные вещества. Завязь начинает активно развиваться преобразуясь в плод. Одновременно в семязачатке идет развитие семени с зародышем.)

- Так что же такое ПЛОД.

(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения).

- Откройте учебник на стр.94 п. 25 прочитайте определение плода.

- А из чего состоит плод?

(Плод состоит из семян и околоплодника, Околоплодник это наружная часть плода. Он образуется из стенок завязи. У одних плодов околоплодник становится сочным, мясистым, волокнистым, а у других он становится твердым. (Слайд №2)

- Ребята, давайте проведём исследование:

Перед вами коллекция плодов, рассмотрите их.

- По особенностям околоплодника на какие типы можно разделить эти плоды? Для этого вскройте виноград и подсолнечник, сравните околоплодник (сочные и сухие) (Слайд №3)

- Назовите сухие плоды (приведите свои примеры)

-Назовите сочные плоды (приведите свои примеры)

- А на какие типы можно разделить плоды по количеству семян?

- Посмотрите, сколько семян у винограда, а у подсолнечника?

(Односемянные и многосемянные) (Слайд №4)

- Назовите односемянные плоды? Приведите свои примеры.

-Назовите многосемянные плоды? Приведите свои примеры.

- А теперь возьмите пшеницу и подсолнечник

И обратите внимание, у какого плода семя срастается с околоплодником.

(у пшеницы), а у подсолнечника?

- С помощью карточки определителя мы с вами познакомимся с видами плодов.

Карточка – определитель плодов

  • Многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника – ЯГОДА.
  • Односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) – КОСТЯНКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, сросшимся с семенем – ЗЕРНОВКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем – СЕМЯНКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост – КРЫЛАТКА.
  • Односемянный плод, имеющий деревянистый околоплодник, не сросшимся с семенем – ОРЕХ.

Классификация плодов

Название плода Сочный Сухой Односемянный Многосемянный Вид плода
1 Вишня          
2 Виноград          
3 Пшеница          
4 Подсолнечник          
5 Клён          
6 Фисташка          

- Вишня, какой это плод (сочный, односемянный, а какой вид плода, а почему?)

- Виноград, пшеница, подсолнечник, клён, фисташка.

- Посмотрите внимательно на карточку “Виды плодов” и назовите, какие ещё бывают виды ?

(Боб
Стручок и стручочек
Коробочка
Листовка
Яблоко
Тыквина
Померанец
Сборные сборная семянка, сборная костянка)

Физ. Минутка (Слайд №5)

- Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

- А теперь мы с вами поработаем по учебнику 2-й абзац снизу стр.95,(2006г), стр. 93 (2008г.) и узнаем : Как распространяются семена?

- Назовите способы распространения семян (Слайд №14)

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Водой
  • Человеком

- Выполним в рабочей тетради задание №2. Прочтите задание.

- Под какими цифрами распространяются плоды при помощи

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Человеком
  • Водой

- А какое значение имеют плоды в природе и жизни человека.

Значение плодов в природе в жизни человека
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьем в промышленности
Освоение новых территорий  

- А какие плоды вы выберите для профилактики гриппа, из этой коллекции (лимон, смородина (витамин С)

- Почему? (Витамин С)

- А сейчас проверим, как вы усвоили сегодняшний урок – предлагаю вам игру “верю – не верю”: прочитав утверждение, определите правильное оно или нет. Если правильное тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-” (Слайд №15)

“Верю - не верю”

Фамилия, имя ________________ +(да)/ -(нет)
1. Околоплодник - это наружная часть плода, образованная из стенок завязи.  
2. Плоды бывают только односемянные  
3. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка.  
4. К сочным плодам относят ягоду, костянку, померанец (лимон), яблоко, тыквину.  
5. Боб и стручок - это сочные плоды.  
6. В околоплодниках накапливаются питательные вещества для привлечения животных.  
7. Плоды образуются только у цветковых растений.  
Правильных ответов:  

- Поменяйтесь работами с соседом и определите количество правильных ответов.

- Наш урок подходит к концу, вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • “Принцесса на горошине” - боб (Г. Х. Андерсен)
  • “Петушок и бобовое зёрнышко” - боб
  • “Конёк - горбунок” - зерновка (П. Ершов)
  • “Золушка” - тыквина (Ш Перо)
  • “Приключения Чиполино” - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

- Из какой сказки этот плод? Яблоко

(сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)

- Подберите прилагательные к этому плоду? Какой он?

- А теперь глаголы? Что делают с ним?

- Ваше отношение к этому плоду?

- Наш урок “Плоды”

Подберите прилагательные к этому уроку?

Какой был урок?

- А теперь глаголы, что мы делали на уроке?

- Ваше отношение к уроку? Что нового узнали?

Д/З.: Параграф 25 Плод. Разнообразие и значение плодов.

- Обратите внимание на экран, какие деревья вы видите?

- Приготовьте сообщение о плодах этих деревьев. (Слайд №18)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!