Занятие «Стильные штучки сквозь призму эпох» (программа дополнительного образования детей «Бисероплетение»)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей через проектную деятельность.

Задачи:

  • расширение культурологических знаний обучающихся в области стиля и женских украшений;
  • развитие мотивации к проектной деятельности;
  • развитие умений самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • развитие умений коллективного планирования;
  • формирование основ эстетической культуры обучающихся через развитие исторической памяти и творческих способностей;
  • раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся в процессе творческой деятельности.

Материалы и оборудование: магнитная информационная доска, ТСО (компьютер, компакт - диск с презентацией “Стильные штучки сквозь призму эпох”, костюмы разных стилей, ткань , украшения из бисера и бижутерия; таблички с глаголами,

Дидактические материалы: карточки “Звездочка обдумывания”,лист для рефлексии.

Межпредметные связи: история, литература, технология.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний обучающихся в области моды, стилей, украшений разных эпох:

* введение в проект;

* самостоятельная работа по заполнению “звездочки обдумывания”;

* презентация "Стильные штучки сквозь призму эпох".

4. Практическая работа “Создание стильного образа”:

* работа в группах по созданию образа заданной эпохи;

* презентация выполненного задания (дефиле)

5. Рефлексия.

6. Заключение.

Ход занятия

1. Организационный момент – 2-3 мин.

Приветствие, ознакомление с детьми, с педагогом.

2. Целеполагание и мотивация.

Вводное слово педагога. Сообщение темы и цели занятия.

Тема занятия "Стильные штучки сквозь призму эпох" (запись темы на доске).

Чтобы понять, о чем пойдет разговор, рассмотрим значение каждого слова в теме.

Стильные (стиль) - набор признаков, характеризующих моду определенного времени.

Штучки - уникальные, притягивающие к себе изделия, красивые, удобные, они добавляют женственность, настроение, как самой обладательнице, так и окружающим.

Эпоха - исторический временной период.

Вопрос: Что же следует из этого названия?

Ответ: “речь пойдет о характерных стилях одежды, украшениях разного времени”

Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по историческим эпохам через творческую деятельность.

Цель нашего занятия – расширить представления о моде, стилях и женских украшениях, попробовать свои творческие возможности в создании стильного образа предложенной по заданию вам эпохи через проектную деятельность.

3. Актуализация знаний обучающихся в области моды, стилей, украшений разных эпох.

Введение в проект. Слово педагога о проекте и проектной деятельности.

Рассмотрим, какая деятельность называется проектной, что такое проект. Прежде всего, начнем с понятий этих слов.

Проект - это специально организованный комплекс самостоятельных действий обучающихся совместно с педагогом для решения значимой задачи, завершающийся созданием продукта (изделия, модели).

Проектная деятельность - процесс создания проекта. Работа над проектом осуществляется через определенные этапы:

1. Выбор темы.

2. Формулировка проблемы.

3. Способ решения проблемы.

4. Сбор материалов.

5. Получение результата (готового продукта)

6. Написание текста проекта.

7. Оценка результата.

8. Публичная защита.

- На нашем занятии мы сможем рассмотреть только некоторые этапы проекта: выбор темы, сбор материалов, получение результата и защита продукта проекта (модели стильного образа).

*Составление “Звездочки обдумывания” по выбранной теме (индивидуальная работа).Педагог предлагает познакомиться со “Звездочкой обдумывания” (раздаточный материал – схема “звездочка обдумывания”) (приложение 1).

-Мы должны собрать и изучить информацию о проектируемом объекте

(модели), с помощью “звездочки обдумывания”. Внешне это схема напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. В центре обозначается название выбранной темы, а на лучах, исходящих от центра записываются возможные решения вопросов, без которых невозможно изготовить данное изделие(модель).

-Как происходит процесс ее заполнения? Вокруг предложенного образа около расходящихся лучей укажите. что необходимо для его создания: (информация, украшения, одежда и материалы, создание образа и др.)

“Звездочка” обдумывания” поможет нам творчески выполнить задание.

Начнем с информации.

Слово педагога. Я предлагаю вам вспомнить некоторые эпохи.

(Педагог на мониторе открывает названия 5 эпох):

Древний Египет, Древняя Греция, Готика, Славяне, Модерн.

Задание для обучающихся: отнести ряд ассоциаций, названных педагогом, к той или иной эпохе.

Ассоциативный ряд:

  • Арфа, олимпиада, Зевс, сиртаки - Древняя Греция
  • Легкость, воздушность, галантность - Модерн
  • Клеопатра, фараон, пирамида, песок - Древний Египет
  • Кокошник, хоровод, сарафан, крестьяне - Славяне
  • Черный цвет, корсеты, массивные украшения - Готика.

Познакомиться с особенностями стиля каждой эпохи, а также проследить, как менялись женские украшения, поможет презентация. Внимание на экран! Презентация (приложение 2)

Педагог. - Как видно, украшения выполнялись из разных материалов.

Вопрос обучающимся: Назовите материалы, из которых выполнялись и сегодня выполняются украшения?

Ответы: кости, когти, зубы животных, драгоценные металлы, камни, ракушки, бусины, бисер).

Педагог. - Многие украшения на протяжении всего человечества делали из такого материала, как бисер. Напомню, что происхождение бисера тесно связано с производством стеклоделия. В Китае, например, бисер был фарфоровым. В других странах его делали из металла и пластмассы.

Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер всё же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой,
Цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой –
Волшебной, сказочной притом.

Сегодня для выполнения творческого задания вы будете использовать в основном бисерные украшения, выполненные обучающимися объединения “Бисероплетение” Дома детского творчества города Собинки.

(Обзорная демонстрация мини- выставки бисерных работ).

4. Практическая работа “Создание стильного образа”

Педагог. - Вы посмотрели презентацию, познакомились со стилями и украшениями пяти эпох, с азбукой проекта.

Следующий этап проекта – получение результата (готового продукта проекта - стильный образ эпохи )

Будем использовать при этом предлагаемые наряды и ткани, а также украшения.

Обучающиеся разбиваются на 3 группы

Каждой группе по жребию выдается карточка с названием одной из эпох “Древняя Греция”, “Славяне”, “Модерн”.

Задание: из предложенных материалов (украшений и элементов одежды) необходимо создать образ, продемонстировать(дефиле) его и кратко рассказать об отличительных особенностях созданной ими модели.

Время выполнения творческого задания с демонстрацией - 10 минут.

По итогам выполненного творческого задания педагог благодарит ребят, даёт оценку созданным стильным образам (например, “образы узнаваемы и соответствуют заданной эпохе”).

5. Рефлексия

Задание для обучающихся.

Для подведения итогов занятия и определения насколько вам интересна предложенная тема, выполненная с помощью отдельных этапов проектной деятельности внимательно посмотрите на лист со словами -глаголами и назовите те глаголы, которые охарактеризовали бы вашу деятельность сегодня на занятии.

Раздаточный лист со словами-глаголами: искать, играть, анализировать, молчать, слушать, узнавать, кричать, собирать, оценивать, покупать, ссориться, фантазировать, моделировать объекты, мечтать, наблюдать, представлять, скучать.

Педагог. - Подводя итоги нашего занятия, я, в свою очередь, хочу отметить, что сегодня мы создали стильный образ разных эпох через выполнение проекта

6. Заключение.

Педагог. - Считаю, что занятие было эффективным. Вы проявляли инициативу, самостоятельность, творчество. Мне было очень приятно работать с вами. Знания и умения , которые вы сегодня приобрели, можно применить не только в дополнительном образовании, но и в школе. В жизненных ситуациях.