Логопедические пособия своими руками – игровой набор «Собирай-ка». В помощь логопеду дошкольного учреждения

Разделы: Логопедия


Специалисты логопеды и дефектологи часто изготавливают различные пособия своими руками. Предлагаем вашему вниманию многофункциональный игровой набор блоков “Собирай-ка”. Набор можно использовать на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях для решения различных коррекционных и обучающих задач. Кроме предлагаемых автором игр, Вы можете придумать и другие игры для решения текущих коррекционных задач.

“Собирай-ка” представляет собой набор картонных промышленных крупногабаритных коробок из-под товаров – молока, печенья и т. д. Коробки следует обтянуть однотонным цветным ситцем – каждая коробка одного цвета: красная, синяя, розовая, оранжевая и т. д. Необходимо сделать несколько коробок одинакового цвета. Коробки могут отличаться по габаритам.

Развитие сенсорики.

Различные игры по строительству башен.

Цели: Закрепление понятий ребенка о цвете, величине. Развитие представлений об объемных кубических формах, их свойствах и особенностях манипуляций с ними, понятие о равновесии, устойчивости.

Игры можно проводить индивидуально или с группой детей.

Игра “Собирай-ка красную, желтую и оранжевую башню”.

Цель: Усвоение и закрепление восприятия основных и вспомогательных цветов.

Ребенку предлагают построить башню или домик определенного цвета. Инструкция может быть представлена вербально или в форме наглядной схемы.

Игра “Собирай-ка башню из больших блоков”.

Цель: Усвоение и закрепление представлений о величине.

Ребенку предлагают построить башню или домик из блоков определенного размера – больших, маленьких, средних.

Развитие мышления и конструктивных способностей, умения работать по схеме, чертежу.

Различные игры по строительству объектов по заданной схеме, картинке, чертежу.

Цели: Развитие интеллектуальных способностей, развитие и координация общих движений при манипуляциях с блоками.

Игра “Собирай-ка дом (или лабиринт, или башню) по схеме”. Ребенку предлагают сложить объект по заданной схеме. Игра может проходить индивидуально или с группой детей.

Игра “Собирай-ка картинку”. Кубы используются по типу кубиков “Разрезные картинки”. На кубы пришит шнур по контуру изображения какого-либо предмета. Надо расположить кубы так, чтобы изображение фигуры было видно или сбоку (кубы строим вверх), или сверху (кубы располагаем на полу, на плоскости).

Развитие внимания, памяти, сукцессивных способностей.

Игры на запоминание определенных последовательностей.

Цель: развитие способности к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности.

Игра “Собирай-ка поезд: первый вагон – желтый, второй – красный, третий – синий, четвертый – красный”.

Ребенку предлагают построить поезд, соблюдая определенную последовательность – по цвету, величине или с использованием каких-то знаков, нашитых на блоки. Эту игру можно проводить по словесной инструкции – для развития слухового внимания или по зрительной инструкции (по схеме) – для зрительной модальности.

Игра может проходить индивидуально или с группой детей.

Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

Игры на развитие мышления.

Цель: тренировка и развитие основных мыслительных операций.

Игра “Продолжи ряд”. По словесной или зрительной инструкции ребенку задаётся определенная последовательность фигур, ребенок должен суметь продолжить ряд самостоятельно, соблюдая заданную последовательность. Например, синий блок, зеленый, желтый…

Игра “Четвертый лишний”. Блоки разложены по 4. Три из них сходны по одному признаку, а 4-й отличается от них. Например, 3 больших блока, 1 маленький. Ребенку предлагается убрать лишнюю фигуру и добавить подходящую. Затем надо объяснить свои действия.

Игра “Найди пару”. Из фигур построены разные башни. Каждому ребенку выдается схема башни. Нужно найти башню, соответствующую полученной схеме.

Развитие речи.

Речевые игры и игры с речевым сопровождением.

Цели: активизация речи ребенка, отработка определенных речевых навыков, словаря, грамматических форм, закрепление правильного звукопроизношения.

Игра “Какого это цвета?”. Закрепление названий цветов.

Ребенку предлагают называть цвета блоков, из которых он строит объекты.

Игра “Где игрушка?”. Закрепление понимания многоступенчатых инструкций. Ребенку предлагают посадить куклу на синий большой кубик, а машину спрятать за желтый маленький кубик и др. инструкции.

Игры и задания на автоматизацию поставленных звуков.

Например, при введении звука “С” в самостоятельную речь, выполнение и проговаривание действий: “Самолет сел на синий кубик”.

Игры и задания на отработку грамматических форм. Например, работа над предложными конструкциями: “Зайчик спрятался за кубик, зайчик выскочил из-за кубика”.

Дети могут и сами прятаться за блоки и построенные башни. Эти задания эмоциональны, раскрепощают детей, усиливают активность, интерес.

При работе над связной речью, кубики могут быть использованы, как средство организации драматизации. Например, построить из кубиков теремок, затем инсценировать сказку.

Развитие математических способностей счётных операций и пространственных представлений.

Игры и задания с использованием счетных операций, упражнения для формирования и отработки пространственных ориентировок.

Цели: развивать математические способности ребенка, активизировать речевые возможности, формировать пространственные ориентировки, развивать ощущение своего тела в пространстве, удерживать в памяти и выполнять многоступенчатые инструкции.

Игра “Собирай-ка башню из 3 (4-8 и проч.) блоков”. Ребенку предлагают выполнить постройку из заданного количества блоков. Инструкцию можно дать вербально или с использованием табличек с цифрами (отработка узнавания и запоминания цифр). Можно усложнить задание, дополнив заданное количество строительных блоков характеристикой цвета.

Игра “Найди башню, которая построена из 5 (1-2-3-4 и проч. количества) блоков”.

Игра “Где чей домик”. Детям предлагают спрятаться за домик или в домик с определенными характеристиками. Например: “Сережа спрячется в домик из 5 блоков, Настя – из 3 блоков, Поля – из 2 блоков”. Для активизации звукового анализа это задание можно усложнить: “Тот, чьё имя начинается на звук “Н”, спрячется в домик из 3 блоков; тот, чьё имя начинается на звук “П”, спрячется в домик из 2 блоков” и т. д.

Игры и задания на отработку понятий “справа”, “слева”, “сверху”, “снизу”, “за”, “перед” и т.д.

Развитие коммуникативных способностей, сотрудничества в игре и совместной деятельности.

Для развития этих способностей детям предлагаются коллективные задания для всей группы или для подгрупп.

Цели: учить детей взаимодействию, сотрудничеству, умению договариваться.

Игра “Строим вокзал (театр, магазин, дом культуры, школу, стадион и т. д.)”. Обучение совместным действиям по плану.

Развитие произвольного торможения.

Игры и задания на развитие произвольности и торможения.

Цели: формировать произвольность, торможение, самоконтроль.

Игра “Светофор”. Кубики свободно разложены по группе. Дети передвигаются между кубиками, возле каждого красного куба подают сигнал хлопком или останавливаются и считают про себя до трёх, потом продолжают движение. Возле каждого зеленого кубика произносят: “Би-биб!”. Дети могут передвигаться самостоятельно, не зависимо друг от друга, или парами, или “паровозиком”, взявшись друг за друга.

Кубики, как средство для расслабления и снятия напряжения.

Разбрасывание кубиков и рассыпание башен способствует снятию напряжения.

В заключении хочется отметить, что все упражнения с набором “Собирай-ка” проходят эмоционально. В процессе игры дети с радостью двигаются, перемещая блоки набора. Стараются придумывать свои собственные задания с использованием блоков, правильно формулировать задания, правильно произносить поставленные звуки.

Используя набор “Собирай-ка”, логопед в интересной игровой форме может решить различные коррекционные задачи.

17.04.2015