Классный час для учащихся фортепианного отделения ДШИ «Мне дорог Бах»

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


(Слайд 2) Цель: знакомство с жизнью и творчеством великого немецкого композитора И.С. Баха

Задачи:

  • Познакомить учащихся с жизненным путем композитора.
  • Рассказать о творчестве И.С. Баха и об эпохе.
  • Выявить жанровое разнообразие музыки великого немецкого композитора.
  • Определить основы полифонического стиля Баха и особенности клавирной музыки эпохи барокко.
  • Способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся ДШИ.
  • Привлечь учащихся к творческой деятельности через участие в театрализованном представлении.
  • Воспитывать интерес к великому наследию прошлого.
  • Обогащать репертуарный запас учащихся путем знакомства с новыми музыкальными произведениями.
  • Создать творческую атмосферу восприятия полифонии как основополагающей формы в развитии юных музыкантов.
  • Создать атмосферу доброжелательного общения, радости от совместного творчества.

Действующие лица:

1 или 2 ведущих (на усмотрение педагога)

Чтецы

  • Учащийся в роли маленького И.С. Баха
  • Учащийся в роли взрослого И.С. Баха
  • Анна Магдалена, жена И.С. Баха

Ход сценария

(Слайд 3) Вступительное слово учителя. Сегодня наш классный час посвящен жизни и творчеству великого немецкого композитора Иоганну Себастьяну Баху, произведения которого вы исполняете буквально с первого момента поступления в школу. Уже сотни поколений юных музыкантов воспитываются на его произведениях. Мы поговорим о личности этого музыканта, о времени, когда он жил и творил, чтобы он предстал перед вами не строгим старцем в напудренном парике, а живым, любящим и страдающим человеком. В итоге мы постараемся выяснить, в чем заключается ценность его наследия для нас, живущих XXI веке.

(Слайд 4) Ведущий 1. Чуть прищуренные близорукие глаза смотрят на нас из-под густых бровей с некоторой суровостью и дружелюбием. Красивым его не назовешь – нос слишком массивен, сильно выдается нижняя челюсть. Чем дольше смотришь на этот портрет, тем загадочнее становится выражение его лица.

(Слайд 5) Ведущий 2. На его творчестве лежит отпечаток возвышенных чувств. Оно повествует о вечном, о том, что истинно и прекрасно. Он – гениальное завершение своей эпохи.

Чтец.

Мне дорог Бах...
Ну, как бы вам сказать.
Не то, чтоб нынче музыки не стало.
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
(Н.Ушаков)

И.С. Бах-А. Гедике. Органная прелюдия Соль мажор

(Слайд 6) Ведущий 1. В одной из красивейших областей Германии – Тюрингии – есть высокая, как сказочный великан, гора. На ее вершине находится старинная крепость. С нее можно разглядеть и небольшой городок Эйзенах. Островерхие крыши домов, крытые красной черепицей, тесную площадь с церковью посередине.

Ведущий 2. В этом городе более трех столетий назад родился мальчик. И назвали его Иоганн Себастьян Бах.

Бах. Аллегро (скрипка)

(Слайд 7) Ведущий 1. Замечали ли вы, что по фамилии людей можно отгадать профессию их предков? Например, у Кузнецовых в роду обязательно были кузнецы, у Рыбаковых – рыбаки и т. д. Ну, а если фамилия “Бах”? По-немецки означает “ручей”, но любой житель Германии воскликнет: “Знаем, знаем, все Бахи – музыканты!”. Их музыку горожане слушали повсюду: на свадьбах, в костеле, в горестные минуты жизни.

Ведущий 2. В семействе Бахов был прекрасный обычай собираться один раз в год всем вместе, петь играть на музыкальных инструментах.

Бах. Волынка

Ведущий 1. На этих встречах бывал и маленький Бах. Ему очень нравилось петь. Своим чистым голосом он выводил трудные мелодии. Веселые и грустные народные песни запомнились ему навсегда.

Немецкая народная песня “Семеро жуков”

(Слайд 8) Ведущий 2. Мальчик часто исчезал из дома на целый день. Родители думали, что вместе с друзьями он бродит по лесу в поисках сладкой ягоды. На самом деле Бах, сидя под старым дубом, с наслаждением играл на скрипке, стараясь повторить услышанные мелодии. Как воспоминание о детстве, об отчем доме появилась его песня.

Песня “За рекою старый дом”

Ведущий 1. Но неожиданно умерли родители, и 9-летний мальчик остался один. Его забрал к себе старший брат. Как-то сложится его жизнь?

Сарабанда ре минор из “Французской сюиты”

Ведущий 2. В доме брата его ожидала встреча с великой музыкой. Тайком, когда все в доме засыпали, он спускался по лестнице, подходил к шкафу и доставал тетрадь в мягком переплете. Бережно прижав ее к груди, он поднимался к себе, зажигал свечу и начал переписывать.

(Слайд 9) Бах. Шесть долгих месяцев я терпеливо переписывал эту тетрадь, где собраны пьесы лучших немецких композиторов. Брат считает меня маленьким, не разрешает трогать эти ноты. Странное дело, почему брат каждое воскресенье играет в церкви один и тот же хорал? Неужели у него нет фантазии? Ведь можно изобразить на органе героев волшебных сказок, которые любила рассказывать матушка. Ну, вот и все. Сегодня мой труд будет завершен, а потом, может, я сочиню такие же прекрасные пьесы.

(Слайд 10) Ведущий 1. Сейчас он крепко спит и не знает, что завтра брат отберет у него с таким трудом переписанные ноты. Получит он их обратно только через 26 лет, после смерти брата.

Маленькая прелюдия ре минор

(Слайд 11) Бах. Орган! Какой музыкальный инструмент может сравниться с ним? Таинственно блестят десятки больших и малых труб, звучащих на разные лады. Будто десятки инструментов симфонического оркестра спрятаны в них – от нежной флейты до громкоголосого тромбона. А как похоже может передавать орган и завывание ветра, и грохот морского прибоя, обвал в горах и шум леса.

(Слайд 12) Чтец.

Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки,
У музыки в плену.
Бой хрусталя,
Биение капели,
Как взлет весны
Собора небосвод.
Сама земля
В предчувствии апреля
Сквозь сны и стены
Музыку несет.
(Б.Дубровин)

Органная прелюдия До мажор

(Слайд 13, 14) Ведущий 1. Бах берет последний аккорд, и гулкое эхо долго бьется под куполом церкви, отражается от стен. А ведь прошло всего 4 года! Но сколько событий вместили в себя эти 4 года! Учение в Любеке у знаменитого Букстехуде, у которого он многому научился.

Ведущий 2. Скоро он покинет Арнштадт, переедет в Мюльхаузен, затем в Веймар. Именно туда ему пришлют приглашение от самого короля из Дрездена. Наверное, вы задумались – а почему Баху приходилось так часто переезжать из города в город? Для этого нужно вспомнить, что мы находимся в Германии XVII века. Что же представляла собой эта страна?

Ведущий 1. А зрелище было неприглядным. Разбитая на мелкие феодальные княжества, истощенная изнурительными войнами, она превратилась в задворки великих европейских держав, которые по мере надобности покупали любого из немецких властителей. Князья считали обязательным содержать штат слуг, в который входили и музыканты.

Ведущий 2. Конечно, положение придворного музыканта в таких условиях нельзя было считать завидным.

Ведущий 1. Поэтому Бах провел всю жизнь в странствиях, кочуя из одного города в другой – и так всю жизнь.

Ведущий 2. Однажды при дворе короля объявился знаменитый органист Луи Маршан. Решили устроить турнир двух музыкантов, но он не состоялся, потому что накануне Маршан услышал игру Баха и в ту же ночь ретировался, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха.

Маленькая прелюдия До мажор

(Слайд 15) Ведущий 1. И опять дороги... Раскисшие от проливных дождей осенью, заметенные поземкой зимой, покрытые пылью летом. Сколько уже их повидал Бах! Вот и сейчас дорога ведет его в город Кетен на службу к князю Леопольду, где он создаст свои лучшие клавирные сочинения.

(Слайд 16) Ведущий 2. Князь любит музыку, и сам неплохо играет на скрипке. Он радушно встречает нового органиста. Князь не гордится своим высоким титулом, относится к Баху по-дружески. Но, главное, Бах впервые почувствовал себя свободным от мелочного контроля.

Почетная должность – играть на органе
Своими руками, своими ногами!
Орган –это музыки пышный дворец.
Органную музыку слышит Творец.

И благословляет под это звучанье
Кого на крещенье, кого на венчанье.

И ангелы любят послушать орган,
Особенно дорог им Бах Иоганн –

Один на плечо тебе сядет, как птаха,
И просит: “Сыграй нам, пожалуйста, Баха?”
(Галина Дядина)

(Слайд 17) Бах. До сих пор я помню слова священника из Арнштадта: “Ваши импровизации противоречат духу церковной музыки, которая должна возвышать души прихожан и отвлекать их от всего земного! Не забывайте, что вы играете в храме Божьем!”.

Бах-Гуно. Ave Maria

(Слайд 18) Ведущий 1. Внезапно скончалась любимая жена Баха, оставив ему четырех детей, но композитор нашел свое счастье. 3 декабря 1721 года в церковной книге появляется запись: “Сегодня вдовец господин И. С. Бах и девица Анна Магдалена по княжескому приказу обвенчались в нашей церкви”.

(Слайды 19, 20) Ведущий 2. У них была большая и дружная семья. В его просторном доме, где есть 5 клавесинов, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, всегда звучит музыка. Прекрасны семейные концерты. Виртуозно играют старшие сыновья Фридеман, Эммануил, Готфрид, Иоганн, Христиан – все они станут знаменитыми музыкантами.

(Слайд 21) Ведущий 1. Его жене 20 лет, у нее прекрасный голос и она очень любит музыку. Бах обучал ее игре на клавесине. Специально для нее он завел тетрадь и написал “Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах”.

Ведущий 2. Утром, поправив перед зеркалом пышный парик, Бах в парадном камзоле отправляется на службу, а его жена, справившись с домашними делами, садится за инструмент и открывает тетрадь...

(Слайд 22, 23) Чтец.

Я приглашаю Вас на менуэт.
Вы так обворожительны, графиня,
Звучит призывно пенье клавесина
И скрипок упоительный квартет.
Нас увлечет воздушный менуэт
Загадочной размеренностью танца.
Движения, поклоны, реверансы,
И в блестках свеч искрящийся паркет.
(Д.Смайлз)

Менуэт ре минор

Менуэт Соль мажор

Полонез соль минор

(Слайд 24) Анна Магдалена. Мне по душе эти пьесы. Они написаны для развлечения и отдыха. В них все просто, понятно, а, главное, в них есть модные французские танцы. Скоро сюиты из моей тетради будут называть французскими из-за этих менуэтов, гавотов и Бурре. Как все сюиты, они начинаются с аллеманды. Это старинный танец. Музыка, когда-то неторопливая и степенная, звучит сейчас более подвижно. Непрерывным ручейком бегут звуки. Лишь на мгновение движение замедляется, завершается легким округлым поклоном, вот мелькнет нарядное украшение, будто бантик или кружево на старинном костюме, и снова струится непрерывный поток.

Аллеманда Ми ь мажор из “Французских сюит”

В куранте пульсирует быстрый текучий ритм, зато сарабанду нужно играть с чувством. Когда-то ее танцевали во время траурных церемоний, но музыка Баха согрета живым сердечным теплом.

Сарабанда ми минор из “Английских сюит”

(Слайд 25) Странно, многие считают моего мужа суровым и мрачным человеком. Это совсем не так. У себя дома он шутит, смеется, даже сочиняет стихи. В такие минуты он сочиняет музыку, которая лучится весельем и задором или передразнивает двух рассудительных людей, которые ведут беседу неторопливо и важно. Да вы только послушайте и убедитесь в этом сами!

Шутка (фортепианный ансамбль)

(Слайды 26, 27) А какие разные у него менуэты! Так и видишь изящную Золушку, спешащую на бал. И в голову не придет, что когда-то его танцевали крестьяне, притопывая и подпрыгивая. А сейчас и не узнать этого деревенского увальня в галантном придворном кавалере.

Менуэт соль минор

Менуэт Соль мажор № 7

Ой, на лестнице слышны шаги. Это возвращается Иоганн Себастьян. Сейчас я попрошу его сыграть трудную пьесу, которая мне так понравилась. Ну и название у нее! Инвенция!

Бах. (входит). Слышу-слышу, ты уже играешь мои новые пьесы!

Анна Магдалена. Да, они мне понравились, но не так просты для разучивания.

(Слайд 28) Бах. Ну что ты! Играть очень просто! Нужно только в нужное время нужным пальцем нажимать нужную клавишу и тогда инструмент будет играть сам!

(Слайд 29) В моих инвенциях нужно не упустить, не прозевать тему, которая то появляется в верхнем регистре, то мелькнет в басу. Надо каждый раз подчеркнуть, показать ее заново. Кажется, что они непрерывно бегут, и этот бег никогда не остановится – ведь слово “инвенция” переводится, как “выдумка, изобретение”.

(Слайд 30) Анна Магдалена. Тебе все кажется легким, но мне-то известно, сколько нужно трудиться, чтобы скучные упражнения зазвучали настоящей музыкой, радостно и свободно.

Инвенция До мажор

(Слайды 31, 32, 33) Ведущий 1. Такой тип музыки называется полифонией – это вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Полифония делится на виды: подголосочная, имитационная, контрастно-тематическая.

(Слайд 34) Ведущий 2. Вершиной полифонического искусства является фуга. Множество фуг создано им для органа и клавира, большинство из них предваряют прелюдии, токкаты или фантазии, потому что фуга – жанр философский и требует соответствующей подготовки.

Хорошо темперированный клавир, т. 1. Прелюдия и фуга Ре мажор

(Слайд 35, 36, 37) Ведущий 1. Бах играет. Его лицо, обычно суровое, просветлело. О чем он думает? Предчувствует ли ту громкую славы, которая придет к нему спустя столетие? К этим небольшим пьесам он относится так же серьезно, как и к своим величайшим творениям. И в этом – секрет долголетия созданной им музыки.

Ф. Э. Бах Аллеманда ми минор

(Слайд 38) Ведущий 1. Когда Баха не стало, казалось, тьма забвения поглотила его имя навсегда. Лишь в XIX веке его назовут “гордостью нации”.

(Слайд 39) Ведущий 2. Это произойдет благодаря усилиям Мендельсона, который обнаружит рукописи и разглядит в них радость, скорбь и мудрость Баха. Великий Бах вернулся в мир и начался новый отсчет времени.

Глубинный голос подает орган.
И входит Бах.
Как бог.
Как дух былинный.
И музыки бесформенную глину
Обрушивает к собственным ногам.
И вот уже я вижу, как сперва
Два-три удара на ладонях взвесив,
Великий Бах всю эту массу месит,
По локоть, засучивши рукава...
Господь не подвергал себя лишеньям.
Но Бах—не бог.
И, может, потому
Он лучше знает:
Мир - несовершенен.
...О, как придать гармонию ему?! (В. Туркин)

(Слайд 40, 41,42) Русский текст К. Алемасовой, переложение В. Соколова Песня “Мелькнет за часом час”

(Слайд 43) Ведущий 1. Особый вклад в признание величия Баха находится в космосе, в тысячах миль от Земли. В 1977г. был запущен космический корабль “Вояджер”, на борту которого находится золотой диск, где есть запись и музыки Баха, готовой зазвучать, если корабль встретит жизнь на других планетах.

Ведущий 2. Первыми звуками, представляющими человечество внеземным цивилизациям, будет “Бранденбургский концерт №2”. Гавот из скрипичной партиты № 3 и Прелюдия и фуга До мажор из II тома ХТК.

(Слайд 44) Чтец.

Не океан шумит волнами,
Дробясь о сумрачный гранит,
Не вешний гром, звуча над нами,
О тайнах неба говорит, -
То гений песне вдохновенной
Доверил пылкие мечты
О вечном трепете вселенной
В созвучьях вечной красоты.
Восторгом пламенным объяты
Светила в небе голубом.
Поют Всевышнему кантаты,
Поют неведомый псалом.
Но гений силой вдохновенья
В миры надзвездные проник –
И переводит их моленья
На человеческий язык.
(К.Льдов)

Бах-Кабалевский. Органная прелюдия и фуга ре минор

(Слайд) Ведущий 1. Наша беседа в музыкальной гостиной подошла к концу, но мы не прощаемся с великим Бахом, мы говорим ему: (Ведущие произносят вместе) “До новых встреч!”.

Список литературы

  1. Мар А. Ручей из Тюрингии. - М.: Малыш, 1990.
  2. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная Бахиана (вып. 1-2) — М.: Композитор, 2001.
  3. Скудина С.Г. Рассказы о Бахе. - М.: Музыка, 1988, - 34 с.
  4. Темченко И, Хитрук А. Беседы о Бахе. - М.: Классика-XXI, 2010
  5. Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. - М.: Музыка, 1987.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.muz-urok.ru/bah.htm
  2. http://vmmkob.narod.ru/stihi3.htm
  3. http://www.stihi.ru/2007/03/14-952
  4. http://www.peoples.ru/art/music/composer/bach/index1.html