Командно-индивидуальная игра «Решил сам – помоги другим». Игровая форма уроков для средней и старшей школы

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Данная статья возникла из желания поделиться удачной находкой и успешным опытом. В ней представлена и описана игровая форма уроков для средней и старшей школы.

Не секрет, что школьный предмет (в частности математика) может быть интересен далеко не всем. Однако на уроке интересной может быть не только сама тема или материал урока, но и форма работы. И то и другое – благо для учебного процесса и результата. Не удаётся увлечь материалом – можно попробовать увлечь необычным форматом. Игровая форма обучения привлекает не только маленьких детей, но и подростков, студентов и даже взрослых людей. Разве Вам не интересно было бы обучаться в ходе увлекательной игры?

Предлагаемая в статье игра универсальна тем, что её можно проводить на самом разном материале по самым разным предметам в средней и старшей школе. Я, как преподаватель математики, проводил данную игру на материале алгебры и геометрии и в приложении привожу несколько подготовленных мной комплектов заданий. Такая игра будет особенно полезна, если вы работаете со слабомотивированными школьниками (по отношению к математике часто называемыми “гуманитариями”). Предлагаемые игровые уроки могут не только раскрасить ваши занятия, но и сделать их гораздо более эффективными. Это подтверждено неоднократно на собственном опыте.

Цели игры: использование ресурсов группы для обучения, повторение и/или закрепление материала, ликвидация пробелов, повышение интереса к предмету, обеспечение индивидуального подхода (учёт индивидуальных особенностей, темпа работы и пр.).

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Учитель готовит и распечатывает задания. Все задачи должны быть пронумерованы. На 1-2 урока пригодится от 4-х до 15-и заданий в зависимости от их уровня сложности, уровня подготовки группы и количества участников в каждой команде. Необходимо по 1-2 копии заданий для каждой команды и ещё одна копия учителю, а также ответы для учителя. Набор заданий разрезается так, чтобы каждая задача была на отдельном листочке. На этом же листочке должно остаться свободное место для решения и ответа, которые будут писать участники в ходе игры. Для увеличения темпа игры и большего соответствия заданиям базовой части выпускных экзаменов в задания по геометрии предлагаю обязательно включать готовый чертёж.

СТАРТ ИГРЫ

Все учащиеся разбиваются на команды по 2-4 человека. Это можно сделать:

  • по желанию самих учащихся (хотя при этом способе иногда могут возникать споры и недовольства),
  • произвольно (“Рассчитайтесь на ...” или “Назовите любые числа от одного до N, не повторяясь” с дальнейшим распределением на группы в зависимости от названного числа, например по остаткам от деления на 5),
  • по жребию,
  • или при помощи выбора капитанов.

Возможен также весьма удачный вариант игры, где каждый играет сам за себя, в этом случае командой будем называть одного человека. Учитель или несколько учителей являются ведущими и членами жюри. Каждая команда садится за отдельную парту и имеет при себе пишущие принадлежности и черновики. При желании можно попросить команды придумать себе названия. Учитель объясняет правила игры, приведённые ниже. Сама игра начинается с того, что каждой команде выдаётся задача №1 (одинаковая для всех команд). Учитель заранее озвучивает время окончания игры, при наступлении которого начинается подсчет баллов и подведение итогов. Оптимальное временя для игры (включая организационные моменты) – 40-80 минут.

ХОД ИГРЫ

Когда команда выполнила задание, она кратко записывает своё решение и ответ на листочке с условием, после чего один представитель команды несёт листочек членам жюри. Учителя имеют право задать вопросы по решению. После этого команда либо получает следующее задание и заработанные баллы, либо отправляется думать дальше (см. правила ниже). В ходе игры учитель или сами ученики ведут на доске турнирную таблицу с баллами, где по строкам расположены номера или названия команд, а по столбцам - номера задач.

ФИНАЛ ИГРЫ

Рекомендую оставить для финала около семи минут. Это время полезно не только и не столько для подсчёта баллов и выделения победителей, сколько для проведения рефлексии. Обсудите с учениками, что нового они узнали, вынесли для себя (пусть даже это будет “мелочь”), чем игра была для них полезна. Старайтесь добиться от участников игры конкретных ответов и побудить большинство ребят высказаться. Победителей игры, если учитель считает нужным, можно наградить отметками за урок или даже маленькими призами.

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Каждая команда (или каждый участник в случае индивидуальной игры) получает последовательно по одной задаче, напечатанной на листочке. Получить следующую задачу можно только предъявив учителю правильное решение текущей задачи.
  2. Команды решают задачу, используя столько времени, сколько им нужно. Когда команда решила задачу, то на листке с условием она пишет краткое решение и ответ и приносит учителю. Если учитель принимает решение задачи, то он начисляет команде 4 балла и выдаёт следующую задачу. Если решение неверно, то команда идёт продолжать работать над текущей задачей и на листе ставится соответствующая пометка (например, галочка). В случае, если со второй попытки команда приносит учителю верное решение, то она получает 2 балла и листок с условием следующей задачи. Если же решение снова неверное, то команда снова отправляется искать ошибки и на листе ставится вторая пометка. В случае, если с третьей попытки решение оказалось верным, команда получает 1 балл и условие следующей задачи. Если же решение с третьей попытки неверное, то за задачу команда получает 0 баллов и для продолжения игры должна у любой команды узнать решение задачи, рассказать учителю, при этом принеся 1 балл помогающей команде. Только после этого учитель выдаёт условие следующей задачи.
  3. У каждой команды есть возможность использовать подсказку учителя или другой команды. За подсказку учителя команда теряет 2 балла. При использовании подсказки от другой команды, команда, запрашивающая подсказку, отдаёт 1 балл помогающей команде (вне зависимости от качества подсказки). Главное условие – чтобы подсказка не являлась ответом. Команда, к которой обратились за подсказкой, имеет право отказаться подсказывать, при этом никакой балл она, разумеется, не получает.
  4. Если у команды 0 баллов и она берёт подсказку, то команда уходит в минус (“кредит”).
  5. При подведении итогов все полученные каждой командой баллы суммируются. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Учитель может, если считает нужным, выставить отметки за игровой урок (всем, только победителям или только отдельным участникам), например, установив минимальное количество баллов, которое необходимо на “5”, “4”, “3”. Критерии можно установить заранее или уже после подсчёта результатов. Можно “награждать” всю команду, а можно отдельных участников. Однако стоит озвучить выбранный порядок “награждения” до начала игры.

В зависимости от целей урока возможны некоторые вариации к правилам и особенностям проведения игры:

  1. Учитель может предложить свою систему начисления баллов вместо предложенной 4, 2, 1, 0.
  2. Учитель может при озвучивании правил попросить учащихся предъявлять ответ с кратким решением или же только ответ (для придания игре большей динамики и упрощения процесса проверки заданий учителем, например в случае, если игру проводит только один учитель).
  3. Учитель может разрешить или запретить использовать тетрадки, учебники, справочные материалы или даже калькуляторы при решении командами задач.
  4. Задачи для игры можно подбирать по геометрии, алгебре, занимательной, олимпиадной математике, физике, химии, экономике, биологии и т.д.; по одной теме или по разным темам. Особую ценность может представлять межпредметная игра.
  5. Задания для игры можно подбирать различного уровня: простые, средней сложности или повышенного уровня.
  6. Игра может быть индивидуальной (каждый сам за себя) или командной (в команде от двух до четырёх человек).

Реальные наблюдения и комментарии автора и ведущего игры:

  • Иногда кто-то из класса хочет играть один против команд из 2-4-х человек. Я даю такую возможность.
  • По моему опыту за подсказками к задачам в начале игры ребята предпочитают обращаться к учителю, но потом перестают или почти перестают это делать и просят подсказок уже у своих соперников, что приятно и ценно.
  • Как можно поощрять отдельных участников? Можно дать слово самим участникам (особенно старшим классам), пусть они выделят лучших, наиболее активных и успешных. Обычно старшеклассники это делают справедливо. Ещё как вариант можно по результатам игры команде дать суммарную отметку на всех членов команды. Например, жюри даёт отметку 12 на команду из трёх человек, а команда может распределить их между участниками как 4+4+4 или как 3+4+5 в зависимости от вклада каждого участника. При этом команде даётся время обсудить, а затем обязательно объяснить всем своё решение.

Преимущества игры и её польза:

  1. Положительный настрой от игровой атмосферы и взаимопомощи.
  2. Повышенная мотивация решать задачи по сравнению с обычным уроком.
  3. Использование ресурсов группы для обучения или повторения.
  4. Диагностика в игре: возможность увидеть имеющиеся знания и умения учеников, а также их пробелы и сложности.
  5. Большая степень индивидуализации.
  6. Гарантия того, что задачи (по крайней мере, первые), точно будут решены и, скорее всего, поняты каждым учащимся. Поэтому первыми в игре имеет смысл давать самые важные задания, а ближе к концу подготовленного списка могут быть дополнительные задачи повышенной сложности.
  7. Благодаря повышенной мотивации усваивается вброшенная в листочках с заданиями или устно в ходе игры информация, относящаяся к той или иной задаче. Например, попутно школьник может узнать/повторить, что такое тождество.
  8. Возможность для учителя варьировать правила, делая игру наиболее подходящей для конкретной группы.

В приложениях приведены подготовленные и использованные мной комплекты заданий для игры:

  • по планиметрии для 9-11 классов (основные темы: площадь, вписанные и центральные углы в окружности; при решении задач пригодятся также: теорема Пифагора и тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике);
  • по стереометрии для 10-11 классов (основные темы: многогранники, площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда, диагональ прямоугольного параллелепипеда; при решении задач пригодятся также: теорема Пифагора и тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике);
  • и по тригонометрии для 10-11 классов (основные темы: тригонометрические функции, радианная мера угла, применение модели единичной окружности, применение основных тригонометрических формул).

Задания примерно соответствуют заданиям части В ЕГЭ по математике. Большинство из них взято из открытого банка заданий ЕГЭ [1]. Все задания по геометрии приводятся с готовыми чертежами. Для удобства проведения игры в конце каждого набора заданий приведены ответы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Использованные источники:

1. Открытый банк заданий ЕГЭ: http://mathege.ru/

26.04.2015