Синквейн как один из приемов формирования аналитических умений учащихся

Разделы: Русский язык, Литература


Сегодня новая школа видит ученика активным участником образовательного процесса. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте стоит личностный результат освоения образовательной программы, определяющими показателями которого являются “готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению... способность ставить цели и строить жизненные планы”. Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для развития и формирования критически мыслящей, самостоятельной, творческой личности, стремящейся познавать новое и совершенствоваться.

Традиционное обучение не побуждает самих школьников к получению знаний, не формирует познавательного интереса. На мой взгляд, современная технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) создаёт творческую атмосферу на уроке, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает аналитические умения обучающихся. Под аналитическими умениями в современном образовании понимается комплекс специальных мыслительных действий, направленных на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние. Необходимое условие формирования аналитических умений – освоение учащимися основных мыслительных операций, таких как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, классификация и ряд других.

К одному из эффективных приёмов технологии РКМЧП по формированию аналитических, рефлексивных умений можно отнести составление синквейна.

Традиционно синквейн (от фр. сinquains, англ.cinquain) – стихотворение из пяти строк, построенное по схеме 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифры обозначают количество слогов в строке. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн используется в качестве инструмента для анализа и синтеза информации. Синквейн требует умения находить главное и коротко его формулировать. Исследователи синквейнов замечают, что способность резюмировать большой объём информации, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, образах – важное умение. Оно полезно для выработки способности к анализу, а такжетребует от ученика сосредоточенности, вдумчивости, богатого понятийного запаса. Поэтому синквейн позволяет оценить и уровень понятийного и словарного багажа учащихся.

Безусловно, составление синквейна – это вид творческой деятельности, метод развития образной речи. Л.С. Выготский утверждал, что “...всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Синквейн привлекает простотой построения, требует меньших временных затрат, чем, например, сочинение. Этот приём я применяю на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления содержания (нового материала), рефлексии. Чаще всего синквейн использую как “быстрый, но мощный инструмент для рефлексии”.

Техника составления дидактического синквейна:

  • Первая строка заголовок, отражающий понятие, определяемое в стихотворении, т.е. заявляется тема синквейна или предмет, о котором пойдёт речь. Состоит из одного существительного.
  • Вторая строка – описание предмета, определение ключевых качеств понятия. Это два прилагательных или причастия, которые обозначают существенные признаки предмета.
  • Третья строка – действия, характеризующие понятие, предмет. Это три глагола или деепричастия.
  • Четвёртая строкаключевая фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, теме. Формально это может быть пословица, крылатое выражение, афоризм, цитата.
  • Пятая строка – одно слово-резюме, синоним, обобщающий или расширяющий смыслтемы, предмета.

Если следовать этим правилам, могут получиться, например, такие синквейны:

Русский язык. / Выразительный, распространённый. / Обучает, тренирует, развивает. / Каждый изучает родной язык. / Россия. (Конорева Лиза, 6 класс).

Имя существительное. / Самостоятельное, представительное. / Окружает, называет, появляется. / Всё передаём русским словом. / Хлеб языка. (Беляничева Вероника, 6 класс).

Пушкин. / Талантливый, великий. / Творил, мечтал, любил. / Солнце русской поэзии. / Гений. (Побиянова Алина, 10 класс).

Первая строка синквейна даёт возможность судить о метапредметном умении ученика определять тему. Остальные строки характеризуют метапредметные умения выделять существенные признаки понятия, подбирать нужное слово для определения выделенных характеристик и умение обобщать и формулировать вывод-тезис.

Методические рекомендации по составлению синквейна:

  • объяснить правила написания синквейна;
  • составить вместе с учащимися синквейн по теме урока, показывая приём набора лексики;
  • определить темы для написания синквейнов на первом этапе в парах (группах)
  • зафиксировать время на написание синквейна;
  • заслушать варианты (примеры).

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Интересна работа над составлением синквейна по теме “Я – читатель”. Она даёт ученику оценить себя в данном качестве, что, на мой взгляд, повышает мотивацию учащегося к чтению и способствует развитиюинтеллектуальных, творческих и аналитико-рефлексивных умений. Синквейны “Я – читатель” писали ученики десятого класса. Данные работы отражают читательский опыт каждого ученика и его эмоциональное отношение к себе – читателю.

Итак, в первой строке синквейна в качестве предмета стихотворения (одно существительное) все учащиеся взяли нейтральное слово читатель.

Во второй строке – ответ на вопрос, какими главными качествами должен обладать читатель. На основе синквейнов десятиклассников можно выделить следующие характеристики читательской деятельности в зависимости от роли, которую играет чтение в их жизни:

- развлечение – “увлекающийся, интересующийся”;

- познание мира и литературы - “думающий, интересующийся, любознательный, любопытный, познающий, мыслящий”;

- общение-диалог читателя с писателем (обратная связь) - “переживающий, понимающий”;

- познание человека и самого себя - оценочные характеристики – “ серьёзный, умный, индивидуальный”.

- формирование этико-эстетических предпочтений, например связанных с волевыми качествами личности читателя – “внимательный, спокойный, сосредоточенный”.

Третья строка в синквейне “Я – читатель” - действия читателя. “Читает, вникает, изучает, пересказывает, разбирает, анализирует, влюбляется, уважает, осмысливает, волнуется, чувствует, переживает, интересуется, обсуждает, учит, понимает, воображает, представляет, размышляет, познаёт, вдохновляется, ищет, развивается, трудится, думает, узнаёт, размышляет, чувствует, говорит; любуюсь, обдумываю, восхищаюсь” - вот перечень глаголов, которые использовали учащиеся в своих синквейнах. Каждое слово личностно окрашено и даёт преставление об ученике-читателе.

Четвёртая строка – ключевая фраза, отношение учеников к теме “Я-читатель”, например: “Чтение открывает новый мир. / Чтение – вот лучшее учение. / Чтение развивает человеческую личность. / Путешествие в чужую реальность”.

Пятая строка – слово-резюме – новое осмысление понятия, отражающее личностное отношение к теме. Интересен синонимический ряд к слову “читатель”, который отражает эмоционально-оценочное восприятие учениками себя в качестве читателей. Нейтральное слово чтец употребили 4 человека из 24. Слова-образы подобрали: наблюдатель – 6, книголюб – 3, человек – 2, мечтатель – 2, мыслитель – 2, критик – 1, мудрец – 1, странник – 1, любитель – 1, созерцатель – 1. Синонимы дают представление и о словарном запасе обучающихся, а также об их личностно-эмоциональном видении процесса чтения как такового.

В качестве примеров приведу синквейны “Я-читатель”:

Читатель. / Познающий, мечтающий. / Прочитывает, восхищается, уважает. / Влюблённый в прекрасный мир книги. / Книголюб. (Комаров Руслан, 10 класс).

Читатель. / Внимательный, увлечённый. / Читаю, вдумываюсь, понимаю. / Для меня книги – это друзья. / Наблюдатель. (Бурдельный Павел, 10 класс).

Читатель. / Любознательный, эрудированный. / Переживает, вдохновляется, ищет. / Книги развивают наше воображение. / Мыслитель. ( Павленко Кристина, 10 класс).

Читатель. /Образованный, заинтересованный. / Чувствует, разбирает, анализирует. / Чтение развивает человеческую личность. / Критик. (Савина Надежда, 10 класс).

Очевидно, что авторы этих синквейнов в процессе чтения целиком погружаются в мир произведения, ставят себя на место героев, чувствуют красоту и специфику авторского слова. В процессе чтения сами меняются.

Таким образом, приём составления синквейна не только эффективный инструмент рефлексии для учащихся, но и интересный аналитический материал для учителя.

Критериями оценки полученного результата, на мой взгляд, являются увеличение уровня познавательной активности учащихся, возросшая динамика участия и результативности школьников в олимпиадах, конкурсах. Так, это призеры муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе; победители и призёры городских конкурсов “Светлый праздник-Рождество Христово”, “ Нет тебя дороже...”, “Дети и книги” (к 100-летию С.В.Михалкова, к 200-летию М.Ю. Лермонтова); победители Всероссийского открытого заочного конкурса “Познание и творчество”;

В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году участникам 7-8 классов предлагалось два письменных задания творческого характера. Одно из них – написание синквейнов. Мои ученицы 7А класса Горецкая Наталья и Конорева Елизавета стали призёрами олимпиады, показав умение в наикратчайшей форме представить суть указанных произведений.

Таким образом, использование приёма “синквейн” на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, - один из путей формирования аналитических умений учащихся.

Презентация.

Литература

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

2. Замахаева А.Т. Использование синквейна при изучении назывных предложений // Русский язык в школе. – 2012. - №9. – с.30-31.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).

4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык: газ. Издат. дома “Первое сентября”. – 2005. - №3. – с.27-29.