Урок русского языка на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. Анализ текста. Логические аргументы». 10-й класс

Разделы: Русский язык


Цели:

  • учащиеся отработают навыки анализа текста: выявят тему, идею текста, сформулируют проблему текста, подберут аргументы авторской позиции и доказательства для обоснования собственной точки зрения; узнают 3 варианта логических аргументов и напишут логическое доказательство сформулированного тезиса;
  • получат навыки ведения диалога, работы в малой группе, выберут различные способы для выражения своих мыслей, отстаивания жизненно важных ценностей;
  • потренируют собственную наблюдательность, проанализируют деятельность партнёров на уроке, оценят собственные результаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тема и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока – анализ текста. Приходилось ли вам выполнять работу, связанную с анализом текста?

- Есть ли элемент новизны в теме данного урока? В чем он заключается?

- Какой же будет основная цель нашего урока?

(Анализировать текст, для того чтобы на следующем уроке написать сочинение-рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ. Узнать специфику логических аргументов.)

III. Актуализация знаний.

1. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

- Запишите все компоненты структуры сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ.

(1 учащийся записывает их на закрытой от других учеников части доски)

  1. Вступление
  2. Выявление проблемы текста.
  3. Комментирование проблемы.
  4. Определение позиции автора текста.
  5. Формулирование собственной позиции.
  6. Аргументация собственной точки зрения на проблему (2 доказательства).
  7. Вывод.

2. Вступительная беседа с классом.

  1. Вспомните 1 сентября - свой самый первый учебный день в школе. О каких оценках вы мечтали? Какими вы представляли результаты своей учёбы?
  2. Когда задумывались о том, что вам вскоре предстоит стать первоклассниками, какие эмоции вы испытывали? Почему?
  3. Были ли вы подготовлены к школьным занятиям в плане учебных навыков: умели ли писать, читать, считать? Почему считали такую подготовку важной (неважной)?
  4. Теперь вы десятиклассники. Сбылись ли ваши мечты? Оправдались ли надежды? Что помогло достичь успеха? В чём причина разочарования?
  5. Почему, по вашему мнению, многие из тех, кто в начальной школе был отличником или хорошистом, становятся троечниками?
  6. Как вы считаете, слово “троечник” - эмоционально-окрашенное или нейтральное? Обоснуйте свою точку зрения.

IV. Анализ текста.

1. Чтение текста В.Суслова. (Текст распечатан для каждого учащегося) (Приложение 2)

2. Беседа.

- О каких категориях учащихся идёт речь в тексте Суслова?

- А почему автор обошёл вниманием “хорошистов”? Они больше похожи на отличников или троечников?

- Какова тема текста?

- Какова проблема данного текста? Сформулируйте и запишите её в тетрадь.

- Каков стиль речи использует Суслов? Тип текста? Обоснуйте свою точку зрения.

- В первом предложении автор текста высказывает мнение по поводу троечника: “Жаль мне троечника”. Как вы считаете, насколько искренен автор? Обоснуйте своё мнение.

(1 мнение: “Нет, автор не жалеет, а смеётся над этой категорией уч-ся”.

2 мнение: “Да, автор сочувствует троечникам”.)

- Какие аргументы вы можете подобрать в подтверждение своей точки зрения?

(1 – предложения № 20-23.

2 – предложения № 41-44.)

- О какой “тройке” идёт речь в поэме Гоголя “Мёртвые души”?

(О тройке лошадей)

- Вспомните фрагмент из поэмы, в котором говорится о птице-тройке.

Можно ли считать предложения 41-44 доводами в пользу версии о сочувствии?

- Следовательно, какой вывод можно сделать об авторском отношении к троечникам?

(Он изображает их в комическом ракурсе, притворяется сочувствующим).

- Как называется троп (суть которого – похвала в форме порицания), на котором построен данный текст?

(Ирония)

- Какова идея текста В.Суслова?

(Изображая троечника страдальцем, показать недостатки данной категории учеников и раскрыть причины, по которым одни становятся отличниками, а другие остаются троечниками).

3. Составление письменной характеристики трёх типов учеников. Работа в микрогруппах.

- Выпишите фразы из текста, характеризующие отличников, троечников и двоечников.

  • Группа №1 – цитаты об отличниках
  • Группа №2 – цитаты о двоечниках
  • Группа №3 – цитаты о троечниках
отличники двоечники троечники
“без внимания не оставляют”, “педагоги к ним с уважением”, “в газетах портреты печатают”, “беспокойные”, “им вечно больше всех надо”,

“шумят”, “кричат”, “требуют”, “зовут”, “в космос помчатся”, “или в океанские глубины”, “или в горы полезут”, “к…вершинам лезут”.

“учителя их всегда на примете держат”, “художники карикатуры на них рисуют”, “хвастаются…мы, мол, тоже пятёрочники, только в зеркальном отображении. В перевёрнутом …виде”. “живёт он себе на свете, а вроде и нету его”, “никто его замечать не хочет”, “никто о нём никакого слова не скажет – ни доброго, ни худого”, “неинтересные они люди”, “ни рыба ни мясо”, “мечтатели”, “иные … на всю жизнь мечтателями остаются”.

4. Беседа (анализ характеристики)

(Приложение 1. Слайд 2)

- Какой контекстный синоним слова “отличники” использует В.Суслов? (“Беспокойные”)

Почему выбрал именно это слово? Какой оттенок значения у этого слова?

- Какой части речи отдаёт предпочтение автор, создавая образ отличников? Почему?

(Глаголу, т.к. подчёркивает действия этих людей)

- Какие качества отличников раскрывают глаголы “шумят”, “кричат”, “требуют”, “зовут”?

(Они неравнодушные, активные в достижении целей, настойчивые и т.д.)

Слайд 3

- Какое художественное средство помогает автору усилить впечатление от жалкого вида двоечников?

(Антитеза: “мы…пятёрочники в зеркальном отображении”)

Слайд 4

- Как вы понимаете фразеологизм “ни рыба ни мясо”? Почему его применяют по отношению к троечникам? Разве нельзя так назвать двоечников?

(Троечники – “серенькие”, незаметные ученики. Минимум осваивают. Опасения педагогов о повторном годе обучения или исключении из школы не вызывают.)

- Выделите приставки в местоимениях, характеризующих троечников. К какому разряду относятся эти местоимения. (никто, никакой - отрицательные)

Укажите частицы и союзы. (не, ни, а, ни … ни)

Какой вывод о троечниках можно сделать из данного наблюдения за лексическими средствами?

(Они имеют значение отрицания, то есть троечники как будто и не существуют вовсе, настолько они неяркие – “никакие”).

- Какой смысл вкладывает автор в слово “мечтатель”, называя им троечника? Обоснуйте свою точку зрения.

(Человек, который не осуществляет своих планов. Предложения №21-23).

- Какое настроение звучит в отрывке текста: № 32-48? Каково мнение автора текста о троечнике?

(Автор смеётся над троечником: его высказывание имеет положительную оценку, а смысл противоположен буквальному значению. Только безграмотный ученик может принять гоголевскую птицу-тройку за оценку.)

 5. Анализ фрагмента художественного фильма “Тихие троечники”.

(Приложение 4)

- Посмотрите фрагмент фильма.

- Можно ли троечников, героев данного фильма, назвать мечтателями? Почему?

- Совпадает ли авторская оценка героев фильма “Тихие троечники” и авторская оценка троечников в тексте В.Суслова? Обоснуйте свою точку зрения.

- А каково ваше мнение относительно данной категории учащихся? Согласны ли вы с мнением автора текста, авторов фильма?

V. Объяснение новой темы.

1. Беседа с классом.

Слайд 5

- Аргументы подразделяются на 3 основные группы: естественные, логические и чувственные.

Слайд 6

- Какие существуют варианты естественных доказательств?

- Знакомы ли вам они? Приходилось ли вам самостоятельно их формулировать?

Слайд 7

- Каковы варианты логических доказательств? Знакомы ли они вам?

- Сегодня мы остановимся на данной группе аргументов и выясним их специфику.

Слайд 8

- Какие существуют варианты чувственных аргументов?

- Эти аргументы мы изучим на последующих уроках.

2. Словарная работа. Работа со словарём иностранных слов.

Слайд 9

- В свои словарики запишите слова “дефиниция”, “силлогизм” и “аналогия”.

- Каково лексическое значение каждого из слов (определите по словарю). Зачитайте.

Слайд 10

- Запишите определения в тетрадь:

1) Рассуждение с дефиницией - толкование понятия, слова и т.п.

Силлогизм - дедуктивное умозаключение: из 1-го и 2-го суждений вытекает 3-е.

Аналогия - знание об одном объекте переносится на другой, сходный с предыдущим.

3. Изучение примеров логических доказательств (на обороте листа с текстом). (Приложение 3)

- Прочтите варианты аргументов к тезису.

- Определите, какой вариант логических доказательств к предложенному тезису используется. Обоснуйте свой ответ.

“Каждый из нас должен сохранять человеческое лицо в любой ситуации”

“Нередко считают, что проявление чувства собственного достоинства – это умение отстоять свою точку зрения любым путем, сказать последнее слово в споре. Однако это не так. Достойное поведение для воспитанного человека – не вступать в перепалку с тем, кто позволил себе повысить голос на вас. Лучший способ поведения в такой ситуации – взглядом, спокойной, лишенной оскорблений, но достаточно убедительной фразой дать понять собеседнику, что подобная форма общения вас не устраивает…” (Рассуждение с дефиницией)

“Чувство собственного достоинства – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств. Уважение – это почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств, положительных качеств. Следовательно, уважительное отношение к ближнему – это проявление достоинства человека…” (Силлогизм)

“Вулкан, выбрасывающий лаву, несет разрушение, смерть, опустошение. Так и человек, бросающийся с кулаками на обидчика, бранящийся с соседями по лестничной площадке или в общественном транспорте, уничтожает основы нравственности, человечности. Он морально деградирует, утрачивает чувство собственного достоинства…” (Аналогия)

VI. Закрепление нового материала.

1. Практическая работа.

- Подберите аргументы (варианты логических доказательств) к выдвинутому тезису “Быть троечником плохо”. Запишите их.

  • Группа №1 – рассуждение с дефиницией
  • Группа №2 – силлогизм
  • Группа №3 – аналогия

2. Анализ аргументов.

Возможные варианты ответов.

1. Многие троечники утверждают, что оценка “удовлетворительно” свидетельствует о том, что они освоили программный минимум, значит, и никаких замечаний в свой адрес не заслуживают. Конечно, для того чтобы работать дворником или грузчиком, удовлетворительных знаний достаточно. А представьте себе троечника, управляющего самолётом или выполняющего хирургическую операцию… Доверите ли вы ему свою жизнь? Вот и ответ на вопрос: “Хорошо ли быть троечником”.

2. В большинстве случаев троечник – лентяй. Кто же такой лентяй? Это безнравственный человек, любящий безделье, не желающий ни работать, ни учиться, то есть живущий за счет других. Значит, троечником быть недостойно, плохо.

3. Часто коллектив сравнивают с двигателем. Каждый человек – деталь единого механизма, от которой зависит работа всего двигателя. Представьте себе, что из строя вышел маленький винтик-“троечник”. Деталь-то незаметная, а механизм остановился.

К сожалению, в коллективе инертные троечники замедляют работу, задерживают других -старательных, энергичных сотрудников. Плохо всё-таки быть троечником!

Слайды 11-14

VII. Подведение итогов (Отмечаем пункты плана сочинения, по которым проведена работа на уроке)

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

- Какие эмоции испытываете после урока? Довольны ли своей работой? Почему?

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, вы усвоили новый теоретический материал?

- Какие сложности возникли в процессе практической работы?

- Оказался ли полезным для вас наш урок? Почему?

IX. Домашнее задание.

  • Сформулируйте собственное мнение по проблеме, затронутой автором текста (запишите тезис).
  • Запишите логические доказательства (1 - рассуждение с дефиницией, 2 – силлогизм, 3 – аналогию).

Список использованных источников.

  1. Текст В.Суслова из кн.: Т.В.Губернская. “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 кл. – М.: Эксмо, 2007; с. 3-4.
  2. А.Г.Нарушевич. Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 5-8. – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2007; с.68-74.
  3. “Тихие троечники”. Художественный фильм. Серия 1. “Беларусьфильм”, 1980.

26.04.2015