Урок обществознания по теме «Деятельность». 10-й класс

Разделы: История и обществознание


Учебный предмет “Обществознание”

Возраст учащихся: 10 класс. Урок рассчитан на 2 учебных часа.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Триединая цель урока:

Образовательный аспект:

  • расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

Развивающий аспект:

  • тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
  • устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект:

  • создать условия для формирование БНЦ Труд, способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению

Формируемые метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ

Педагогические техники: ПОПС – формула.

Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

  • Мотивационный блок;
  • Информационный блок;
  • Аналитический блок;
  • Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, медаиэкран
  • раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
  • презентация, содержащая следующие слайды:

А. Тема урока

Б. Цели урока

В. Определения понятия деятельность, главные моменты

Г. Структура деятельности

Д. Виды деятельности человека

Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока

При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”

- учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.

Ход занятия

Мотивационный блок

1. Содержательная часть

Прочитать слова известной песни:

Сделать хотел грозу Сделать хотел утюг
А получил козу Слон получился вдруг
Розовую козу Крылья как у пчелы
С желтою полосой Вместо ушей цветы
Вместо хвоста нога Ночью мне снится сон
А на рога Плачут коза и слон
Я не хотел бы вновь Плачут и говорят
Встретиться с той козой Что с нами сделал ты?

Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)

2.  Организационная часть

Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:

- уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;

- поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.

3. Проблемная часть

Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):

- Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).

- Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

- деятельность – активные действия;

- у деятельности есть цель;

- она направлена на результат.

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Цель - “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека

Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).

Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)

Результат – реализованная цель (слайд).

Схема (слайд):

ЦЕЛЬ……………СРЕДСТВА…………….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ.

Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная… Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.

Информационный блок

Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека (если позволяет время и технические условия, они могут самостоятельно найти нужную им информацию в учебнике или сети Интернет).

Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.

Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника “Обществознание” 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, профильный уровень:

1.Труд как вид человеческой деятельности.

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках

В-третьих, материально-техническими условиями труда. Дл достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

2.Познавательная деятельность.

Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса – познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.

В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.

3. Политическая деятельность

Наука предполагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них:

- Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

- Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.

Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).

Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.

4. Творческая деятельность

Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творческая деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий

Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт творческой деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)

Аналитический блок

Обсуждение.

В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.

Подведение содержательных итогов занятия.

Возможно заполнение в тетради общей таблицы:

Виды деятельности Цель Средства Действия Результат
Трудовая        
Политическая        
Познавательная        
Творческая        

Рефлексивный блок

Подведение общих итогов.

Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.

Возвращение к ожидаемым результатам

Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.

Рефлексия и оценивание.

- Определить виды деятельности на уроке

- Значимость и полезность занятия

- Интересное, необычное на уроке

- Оценивание (если необходимо)

27.04.2015