Страницы Великой Отечественной войны

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Лучше узнать об основных событиях ВОВ.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своей страны.
  • Учиться пользоваться мультимедийными технологиями.
  • Прививать навыки коллективной работы, научить их принимать совместное решение; вырабатывать быстроту и скорость реакции.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийных технологий; обобщение и систематизация знаний с элементами игры.

Оборудование: учебники, карта ВОВ (1941 – 1945гг.), ТСО(компьютер, интерактивная доска).

Основные понятия: блицкриг (молниеносная война), антигитлеровская коалиция, коренной перелом.

План урока

1. Начало ВОВ.

2. Коренной перелом в ВОВ.

3. Создание антигитлеровской коалиции.

4. Окончание ВОВ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Так какурок проводится в игровой форме, класс делится на несколько команд в зависимости от количества учеников в классе. Следует также выбрать несколько учеников – судей, которые будут подсчитывать баллы, расставить столы соответствующим игре образом.

II.

Слово учителя: 9 мая 2015 г. исполнится 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, одной из самых кровопролитных войн в истории человечества. На рассвете 22 июня 1941г. Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали боевые силы Венгрии, Италии. Румынии и Финляндии. По плану “Барбаросса” предполагалось, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения до наступления зимы 1941г. захватят жизненно важные центры страны и выйдут на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была стратегическая установка на блицкриг – молниеносную войну.Агрессор обладал рядом преимуществ, но важнейшим было точто его войска находились в развернутом состоянии, в полной боевой готовности. Советские самолеты в большинстве своем уступали немецким по основным техническим данным, а танки – по степени изношенности и обеспеченности ремонтными средствами. В отличии от немецкой, среди командного состава Красной армии существовала боязнь проявления инициативы.

Соотношение сил СССР и Германии с ее союзниками к 22 июню 1941г.

Силы и средства СССР Германия Союзники Германии: Япония. Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Хорватия.
Численность вооруженных сил 5,7 млн. человек 7,3 млн. человек 6,5 млн. человек
Орудия и минометы Около 120 тыс. Около 72 тыс. Около 42 тыс.
Танки Около 19 тыс. Около 6 тыс. Около 5 тыс.
Самолеты Около 16 тыс. Около 6 тыс. Около 6 тыс.
Качество подготовки вооруженных сил Низкое Высокое Среднее

Тест № 1.

Причинами катастрофических неудач Красной армии в первый месяц Великой Отечественной войны были:
а) численное превосходство немецкой армии в людях и технике над Красной армией
б) ослабление Красной армии массовыми репрессиями среди командного состава
в) внезапность нападения Германии для советского государственного и военного руководства
г) вывод из строя значительной части советской авиации уже в первый день войны
д) активная поддержка немецкого наступления населением западных районов СССР
е) отсутствие развитой дорожной сети, необходимой для снабжения армии
ж) отсутствие связи между войсками и командованием
(Ответ: б, в, г, ж)

1. Слово учителя: 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных. На базе приграничных военных округов были образованы фронты: Северо-Западный, Западный и Юго-Западный. 24 июня создан новый фронт–Северный, день спустя – Южный. 23 июня учреждается Ставка Главного командования (с августа – Ставка Верховного главнокомандования), 30 июня – Государственный Комитет Обороны (ГКО), официально сконцентрировавший всю полноту власти. Председателем ГКО и Верховным главнокомандующим был назначен И. В. Сталин.

Начальный период Великой Отечественной войны (22 июня – ноябрь 1942 г.)

Тест № 2

Определите мероприятия советского руководства по мобилизации сил для отпора гитлеровской Германии, проведенные в первый месяц ВОВ:
а) мобилизация военнообязанных
б) восстановление утраченных в ходе немецкого наступления мощностей военной промышленности
в) налаживание массового производства “катюш”
г) создание Совета по эвакуации
д) завершение перестройки экономики на военный лад
е) создание Центрального штаба партизанского движения
ж) увеличение рабочего дня, отмена отпусков
з)удаление Сталина от руководства и планирования боевых действий Красной армии
и) создание ГКО
(Ответ: а, г, ж, и)

2. Слово учителя: После неудачи под Москвой стратегия Гитлера на лето 1942 г. сводилась к следующему: разгромить советские армии на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань. Как надеялось немецкое командование, добившись успеха на этом направлении, оно сможет вновь нанести удары на Москву и Ленинград. Победа под Сталинградом и на Курской дуге явилась коренным переломом в ВОВ, надломила силу германской военной машины. Общие потери фашистского блока достигли 2 млн. человек. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования.

Перелом в Великой Отечественной войне (ноябрь 1942 – ноябрь 1943 гг.)

Тест № 3

Понятие “коренной перелом” в ходе Великой Отечественной войны включает в себя:
а) окончательный переход стратегической инициативы к советским войскам
б) переход советских войск в наступление
в) достижение превосходства военной экономики СССР над Германией
г) приостановление наступательной действий Германии
д) исчерпанность людских и сырьевых ресурсов Германии
е) достижение СССР численного превосходства в живой силе и военной технике на всехтеатрах военных действий
(Ответ: а, в, е)

3.Слово учителя: Сразу после начала ВОВ правительства Англии и США, учитывая резко возросшую угрозу безопасности собственных стран, выступили с заявлениями о поддержке справедливой борьбы народов СССР. В январе 1942 г. представителями 26 государств была подписана Декларация Объединенных наций о борьбе против агрессора. В течении войны к этой декларации присоединились еще более 20 стран. В октябре 1941 г. СССР, Англия и США достигли договоренности об англо-американских поставках в нашу страну вооружений и продовольствия в обмен на стратегическое сырье.

Внешняя политика СССР в годы Второй Мировой войны

Тест № 4

Ленд-лиз – это:
а) продажа США вооружения и снаряжения своим союзникам в период второй мировой войны
б) предоставление США вооружения и снаряжения взаймы или в аренду тем странам, оборона которых являлась жизненно важной для США в период второй мировой войны
в) предоставление США своей территории в аренду для военных баз и военных складов тем странам, оборона которых являлась жизненно важной для США в период второй мировой войны
(Ответ: б)

Тест № 5

Антигитлеровская коалиция – это (указать наиболее точное определение):
а) военно-политический союз государств и народов, боровшихся в период второй мировой войны против Германии и ее союзников
б) военно-политический союз Советского Союза, Англии и США, сложившийся в период второй мировой войны
в)государства подписавшие Атлантическую хартию
г) государства, подписавшие Декларацию Объединенных Наций
(Ответ: а)

4. Слово учителя: СССР внес решающий вклад в избавление мира от фашистского порабощения. По своим масштабам советско-германский фронт в течении всей Второй мировой войны являлся главным именно здесь вермахт потерял более 73% личного
состава, до 75% танков и артиллерии, более75% авиации. Прежде всего великая Победа была завоевана беззаветным мужеством советских воинов и тружеников тыла. И все-таки цена заплаченная народами СССР над агрессором, была чрезмерно велика, В развалинах лежали 1710 городов нашей страны, свыше 70 тыс. городов и деревень были сожжены.

Причины разгрома Германии и ее союзников

Превосходство военной промышленности СССР над германской военной промышленностью. Превосходство в вооружении и численности Советской Армии (с 1943г.) над Германией и ее союзниками. Партизанское движение в тылу врага, отвлекало 10% сил Германии и ее союзников. Военно-экономическая помощь СССР со стороны США и Великобритании.

Тест № 6

На Потсдамской (Берлинской) конференции (17июля – 2августа 1945 г.) были приняты следующие решения:
а) о репарациях с Германией
б) о передаче СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района
в) об управлении послевоенной Германией
г) о назначении Сталина командующим объединенными союзническими войсками
д) об аресте и предании суду нацистских военных преступников

(Ответ: а, б, в, д)

Список литературы.

  1. Безносов А. Э. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: “Дрофа”. 1996.
  2. Загладин Н. В. Всеобщая история. КонецXIX – начало XXI в. 11 класс М.: “Русское слово – РС”. 2008.
  3. Левандовский А. А. История РоссииXX – начало XXI века. 11 класс. М. : “Просвещение”. 2007.