Методическое сопровождение педагогов и познавательно-исследовательская деятельность воспитанников ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


На базе МБДОУ детский сад № 39 третий год функционирует муниципальная экспериментальная площадка по проблеме “Создание условий для развития детского исследования как метода обучения старших дошкольников”. Проблема актуальна, так как соответствует психологическому своеобразию современного детства и отвечает социальному заказу общества в формировании активной, творчески развитой личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим, физическим направлениями развития и образования выделено и познавательное развитие детей. Указывая различные виды детской деятельности, подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность начинается с раннего возраста и реализуется путём детского экспериментирования.

Для успешной реализации проблемы, для работы педагогического коллектива в инновационном режиме необходимо разработать систему методической работы, которая обеспечит высокую педагогическую грамотность и профессиональное мастерство педагогов. Нами была определена основная цель методической работы:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развитие исследовательских способностей воспитанников детского сада.

На первом, организационном этапе решались следующие задачи:

- определить уровень готовности педагогов к участию в экспериментальной работе;

- выявить уровень осведомленности о проблеме.

В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:

- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;

- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с научной литературой, Интернетом;

- формировать у педагогов и воспитанников представления об исследовательском обучении как ведущем способе познавательной деятельности;

- научить формулировать тему, проблему, выдвигать гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования;

- использовать адекватные задачам методы исследования;

- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;

- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- совершенствовать практические навыки педагогов в организации и руководстве познавательно-исследовательской деятельностью.

На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:

- контроль и анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- определение перспектив работы по оптимизации условий для познавательного развития воспитанников;

- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.

Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов в инновационном процессе стали:

- консультации;

- работа творческой группы;

- обсуждения, беседы;

- семинары - практикумы;

- мастер-классы;

- смотры-конкурсы;

- работа методических объединений;

- педагогические советы.

Итогом всех методических мероприятий явился фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников.

В начале работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки было проведено анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности. В результате анкетирования было выявлено, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 10% педагогов, 30% педагогов владеют подконтрольно, 60% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.

Результаты анкетирования, опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и знающих педагогов, имеющих опыт работы по данной проблеме. Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по проблеме. Для этого в методическом кабинете оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников. Теоретической базой для нашей работы мы определили труды психологов и педагогов Л.А. Венгер, Н.Н. Подъякова, А.И.Савенкова. Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства. В лекциях А.И. Савенкова представлен как исторический, теоретический так и практический аспект исследовательского обучения дошкольников. На основе предложенной А.И. Савенковым методики проведения учебных исследований наши педагоги разработали и реализовали все свои исследовательские и творческие проекты.

Большую помощь педагогам в организации поисково-исследовательской деятельности оказали детские энциклопедии, книги с занимательными фактами, забавными, простыми опытами и практическими заданиями, “мастерилки”, рабочие тетради “Маленький исследователь”.

Перед проведением смотра-конкурса по оформлению центров экспериментирования творческой группой был составлен примерный перечень материалов и оборудования. Педагогами была пересмотрена развивающая предметно-пространственная среда. Каждый центр дополнен новыми предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят. Все материалы, находящиеся в центрах экспериментирования, распределены по разделам: “Природный материал”, “Песок и вода”, “Строительные материалы”, “Картон и бумага”, “Ткань”, “Шерсть”, “Магниты”, “Резина”, “Звук-волшебник”. В состав центра экспериментирования вошли: мини-лаборатория, “аптека”, “огород” на окошке, полочка “умных” книг и коллекций, “конструкторское бюро”. В этом смотре приняли активное участие и родители воспитанников. Они сшили для юных исследователей белые халаты, костюмы магистров, подготовили комплекты рисунков-символов. Родители вместе с детьми смастерили разные макеты, которые способствуют расширению возможностей экспериментирования детей.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов важны консультации по психологическим и педагогическим аспектам познавательного развития детей, например: “Проектный метод в работе педагогов ОУ”, “Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования”, “Методика проведения учебных исследований”, “Воображение как основа творческой личности ребенка”. Во время консультации-иллюстрации, педагогам были предложены иллюстрации, зарисовки, карточки-схемы наблюдений и опытов. При проведении консультации-диалога два педагога освещая одну тему, познакомили коллег с разными подходами к проблеме. Один педагог организует исследовательскую деятельность с экологическим направлением, на основе программы Н.А. Рыжовой “Наш дом-природа". Другой педагог познакомил с игровым экспериментированием, с проблемными ситуациями, которые возникают у персонажей детских произведений художественной литературы. Слушатели проанализировали, оценили “педагогические находки” коллег и выбрали то, что им ближе. Возникновение разных мнений способствовало развитию творчества педагогов. Никого не оставила равнодушным консультация-парадокс. Во время консультации педагоги находили запланированные ошибки. Они заполняли две колонки карточки, выбирая из предложенного текста правильные и ошибочные варианты ответов.

Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении планов, конспектов деятельности, сценариев досугов, итоговых отчётов о результатах работы, в проведении мастер-классов.

Эффективен при выборе форм работы такой методический приём, как “педагогический багаж”. Участники мероприятия получали по три цветных листочка. Каждый писал предложения, что можно применить, что будет интересным, а что нуждается в доработке.

Выработке исследовательских умений педагогов посвятили и работу методические объединения детского сада. В системе методического сопровождения педагогов нашего учреждения действуют пять методических объединений: воспитателей раннего возраста, воспитателей младшего и среднего, воспитателей старшего дошкольного возраста, музыкальных руководителей, учителей-логопедов. Педагоги не только показывают работу с детьми, но и обсуждают с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы. На методических объединениях педагоги составили тематические планы и продумали систему совместной деятельности по организации циклов наблюдений и экспериментов. В настоящее время для маленьких экспериментаторов оформляется картотека простых опытов и экспериментов “Игры и забавы для светлой головы”.

На заседаниях педагогического совета обсуждали вопросы работы экспериментальной площадки, анализировали состояния воспитательно-образовательной работы педагогов по познавательно-исследовательской деятельности, осуществляли обмен опытом, подводили итоги работы и планировали дальнейшую работу коллектива. Экспериментальная работа объединяла коллектив в открытом обмене мнениями, в творческой дискуссии. Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.

Благодаря комплексу методических мероприятий расширился кругозор педагогов, повысился уровень образовательной деятельности, что позволило нам провести на муниципальном и региональном уровне семинары-практикумы, на которых представили опыт наших педагогов. В ходе районных семинаров “Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология”, “Экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников” педагогов познакомили с моделированием исследовательской деятельности, расширили их словарный запас, пополнив его специальной терминологией, познакомили с видами исследовательской деятельности и научили составлять ее алгоритм. Чтобы знакомить детей с “техникой” проведения исследования, взрослым необходимо самим её хорошо знать, поэтому опытные специалисты провели мастер-классы, демонстрируя оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности.

Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. Такие практикумы позволили педагогам принять участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам района был предложен раздаточный консультативный материал по темам “Детское экспериментирование” и “Метод проектов в ДОУ”. Участники семинаров-практикумов учли методические рекомендации, практический опыт наших педагогов по использованию таких форм работы и во всех детских садах района активизировали работу по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Благодаря чему количество дошкольников, участвующих в исследовательских конкурсах значительно возросло, увеличилась конкуренция.

В детском саду стало традицией проведение фестиваля исследовательских работ и творческих проектов “Я - исследователь”. Количество участников фестиваля, тематика исследований постоянно расширяется. Наш опыт показал, что исследовательская деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также родители и другие члены семьи. Совместная деятельность сближает детей и взрослых, формирует партнёрские отношения, воспитывает чувство сопереживания за общее дело и его результат. Во время реализации исследовательских проектов укрепляются взаимоотношения между родителями и детьми. Вместе с детьми они обсуждают промежуточные результаты и дают оценку конечного продукта. А чтобы обеспечить безопасность ребёнка во время проведения домашних опытов и экспериментов для родителей была разработана памятка с руководством к действию и правилами безопасности.

Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.

Результатом данной исследовательской деятельности считаем победы наших воспитанников в течение последних лет на муниципальном и региональном этапах всероссийского конкурса “Я - исследователь”.

И если первых участников мы отправляли в город Сочи после долгих уговоров родителей, то теперь родители сами стремятся с детьми подготовиться к защите проекта, чтобы оказаться победителями муниципального этапа и принять участие в региональном этапе этого конкурса.

Не вызывает сомнение, что участие в экспериментальной работе способствует профессиональному росту педагога, влияет на формирование педагогического мастерства, формирует профессиональное самосознание.

Таким образом, методическое сопровождение педагогов в экспериментальной деятельности на уровне ДОУ - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий для оказания им помощи в решении профессиональных задач, способствующих их развитию. Методическая помощь востребована, важна и эффективна.