Интегрированный урок (химия + алгебра) «Количественные соотношения. Стандартный вид числа»

Разделы: Математика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


УЭ – Учебный элемент

УЭ0 – Интегрирующая цель

УЭ1 – Входной контроль: проверка знаний о понятиях “количество вещества”, “моль”, “молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”, “стандартный вид числа”, правила действий со степенями с целым показателем.

УЭ2 – Расчеты, связанные с вычислением массы, объема, количества вещества, числа структурных частиц.

УЭ3 – Применение полученных знаний в нестандартных условиях

УЭ4 - Экспериментальная деятельность: сравнение количества вещества частиц в простом и сложном веществе

УЭ5 – Подведение итогов. Рефлексия.

УЭ Учебный материал с указанием заданий Указания к выполнению работы
УЭ0 Интегрирующая цель:

1. Систематизировать разные способы решения задач, реализуя межпредметные связи курсов: химия, математика.

2. Знать понятия: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, стандартный вид числа.

3.Уметь вычислять количество вещества, число структурных частиц вещества, молярную массу и объем любого газообразного вещества, стандартный вид числа, правила действий со степенями с целым показателем.

4. Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач, выполнение теста, участие в дидактических играх, обеспечить высокую творческую активность при выполнении экспериментальной работы.

5. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях, создать условия для развития познавательного интереса к предметам химия-алгебра и к процессу приобретения знаний в целом, формированию навыков работы в группах и самостоятельности каждого из них, развитию логического мышления, уверенности в своих силах.

Условия работы:

1) стремление к цели;

2) относительно мягкий контроль;

3) успех рождает доверие.

На доске:

“КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ. СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА”

На столах учащихся: рабочая карта учащегося,

модуль урока; разновесы, железный гвоздь, мел, химическая ложка.

УЭ1 Цель: проверить усвоения ранее изученных понятий по химии и алгебре.

Задание 1 (для всех)

1. Дать определение понятия “химия”.

2. Что такое стандартный вид числа?

3. В чем измеряется количество вещества?

4. Сформулируйте правило умножения степеней с целым показателем.

5. Какую массу называют молярной массой?

6. Сформулируйте правило деления степеней с целым показателем.

7. Объясните понятие “постоянная Авогадро”?

8. Сформулируйте правило возведения степени с целым показателем в степень.

ВРЕМЯ РАБОТЫ - 3 мин.

Блиц-опрос

(фронтальная работа)

См. слайд

  Задание 2 (для всех)

Заполните таблицу “Суточное поступление химических элементов в организм человека”

ВРЕМЯ РАБОТЫ – 3 мин. Заполнение таблицы – в РАБОЧЕЙ КАРТЕ УЧАЩЕГОСЯ.

За правильное выполнение задания -1 балл по каждому из предметов в бланк для подведения итогов.

  Задание 3 (по вариантам)

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соответствие

1 вариант

Химия

1. Выберите значение молярного объема газов (н.у.):

А) 22,4 Б) 0 В) 1 Г) 6·1023.

2. По какой формуле можно рассчитать массу вещества, если известны его количество и химическая формула?

А) m = Б) m= M·n В) m =M.

3. Соотнесите: названия величин:

Названия величин Их условные обозначения
1) число структурных частиц

2) масса вещества

3) количество вещества

А) n Б) m В) N

Г) V Д) NA Е) Vm

Ж) М З) p.

Алгебра

1. Выберите выражение, равное выражению 102:

А) 100 * 10-4 Б) 108 * 10-4 В) 10-6:10-8 Г) (10-3)5.

2. Выразите 121 т в граммах и запишите ответ в стандартном виде:

А) 12,1 * 107 Б) 1,2 * 108 В) 1,21 * 108 Б) 1,21 * 107.

3. Установите соответствие между числами и их стандартным видом

1) 3850 А) 3,85 * 10-1

2) 0,385 Б) 3,85 * 10

3) 38,5 В) 3,85 * 103

Г) 3,85 * 102.

2 вариант

Химия

1. Выберите значение молярного объема (при н.у.):

А) 6*1023 Б) 101,3 В) 273 Г) 22,4.

2. По какой формуле можно рассчитать объем вещества, если известны его количество?

А) V = Vm* n Б) m= M*n В) V= .

3. Соотнесите: названия величин:

Названия величин: Их условные обозначения:
1) молярный объем газа (н.у.)

2) количество вещества

3) постоянная Авогадро

А) n Б) m В) N

Г) V Д) NA Е) Vm

Ж) М З) p.

ВРЕМЯ РАБОТЫ - 4 мин.

 

Внести ответы по предмету в РАБОЧУЮ КАРТУ УЧАЩЕГОСЯ.

  Алгебра

1. Выберите выражение, равное выражению 103:

А) 1000 * 10-6 Б) 109 * 10-6 В) 10-6:10-3 Г) (10-3)6.

2. Выразите 341 кг в граммах и запишите ответ в стандартном виде:

А) 34,1 * 104 Б) 3,4 * 103 В) 3,41 * 103 Г) 3,41 * 105

3. Установите соответствие между числами и их стандартным видом

1) 57,6 А) 5,76 * 103

2) 5760 Б) 5,76 * 10

3) 0,576 В) 5,76 * 10-1

Г) 5,76 * 102

% Самоконтроль: сверить ответы

(см. слайд)

“3 балла” - нет ошибок;

“2 балла” - одна ошибка.

“1 балл” - две ошибки

Выставление баллов по предметам в бланк для подведения итогов.

УЭ2 Цель: закрепить умения решать расчетные задачи с использованием изученных формул и понятий.

Задание

Перед вами лабиринт, состоящий из задач по химии и математике разной сложности. Сейчас вы самостоятельно выберите путь, по которому будете двигаться от задачи к задаче. Правильно решая задачу, вы будете продвигаться в определенной последовательности от одного задания к другому. Номер пути совпадает с номером первого задания. Чтобы дойти до пункта назначения, нужно выполнить четыре задачи. Если у вас что–то не получилось или вы сбились с пути, обратитесь к учителю. Приятного пути!

ВРЕМЯ РАБОТЫ -12 мин.
  1. Масса атмосферы Земли 5,15 * 1015 т. Кислород составляет 20% массы атмосферы. Сколько кислорода в атмосфере Земли?

Сумма цифр показателя - № вашего следующего пункта 2. Какова масса атома водорода, если 2 г водорода содержат 6,02 * 1023 молекул (в одной молекуле водорода содержится два атома)?

Последняя цифра показателя - № вашего следующего пункта.

3. Масса атмосферы Земли 5,15 * 1015 т. Азот составляет примерно 80% массы атмосферы. Сколько азота в атмосфере Земли?

Последняя цифра показателя - № вашего следующего пункта.

4. Сколько граммов весит 1,93 * 1023 атомов кремния.

Округленная масса кремния - № вашего следующего пункта.

5. Сколько молекул содержится в 21 г воды Н2О?

Первая цифра ответа - № вашего следующего пункта.

6. Рассчитайте массу серы количеством 0,25 моль.

Масса серы - № вашего следующего пункта.

7. Какова масса 11,2 л неона (н.у.)?

Масса неона - № вашего следующего пункта.

8. Рассчитайте объем хлора количеством 0,5 моль.

Число, составленное двумя первыми цифрами ответа - № вашего следующего пункта.

9. Сколько молекул содержится в 44,8 л фтора?

Первая цифра в ответе - № вашего следующего пункта.

10. В атомной физике за единицу массы принята атомная единица массы (обозначается а.е.м.).1а.е.м.=1,66 * 10-24г. Выразите в граммах массу одного атома гелия, зная, что масса атома гелия равна 3, 016 а.е.м.

Если вы решили эту задачу, значит, вы дошли до пункта назначения. Поздравляем!

11. В атомной физике за единицу массы принята атомная единица массы (обозначается а.е.м.).1а.е.м.=1,66 * 10-24г. Выразите в граммах массу одного атома алюминия, зная, что масса атома алюминия равна 29, 99 а.е.м.

Если вы решили эту задачу, значит, вы дошли до пункта назначения. Поздравляем!

12. В атомной физике за единицу массы принята атомная единица массы (обозначается а.е.м.).1а.е.м.=1,66 * 10-24г. Выразите в граммах массу одного атома свинца, зная, что масса атома свинца равна 205, 97 а.е.м.

Если вы решили эту задачу, значит, вы дошли до пункта назначения. Поздравляем!

Вариант 1: начало пути с №1;

Вариант 2: начало пути с № 2;

Вариант 3 – начало пути с № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое решение задач в РАБОЧЕЙ КАРТЕ УЧАЩЕГОСЯ.

 

 

 

 

 

 

% Самоконтроль: сверить ответы

(см. слайд)

За верное решение:

4 задач – “8” баллов

3 задач – “6” баллов

2 задач – “4” балла

  Зарядка для глаз. (См. слайд)
УЭ3 Цель: содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях.

1. Игра “Крестики-нолики”

А) Выигрышный путь составляет размерность величины - количество вещества:

м3 м3/кмоль кмоль
кг ммоль мг
моль мл л

Б) Выигрышный путь составляют формулы, по которым можно рассчитать число структурных частиц:

m=M * n N=NA* n n= m/M
V=Vm*n N= NA* m/M M=m/n
n=N/NA N= V/Vm*NA V=m/p

В) Выигрышный путь составляют выражения, значения которых равны 100:

10-20 *1022 10-20 *1020 100,5 *104
1024: 1012 1024: 1022 1024 : 10-22
(1020)-18 (1022)-20 (102)1

2. Игра “Третий лишний”

А) Подберите синонимическое выражение к понятию “молярная масса вещества”:

1. это отношение массы вещества к молярной массе;

2. это масса одной молекулы вещества;

3. это масса 6 *1023 молекул вещества.

Б) Подберите синонимическое выражение к понятию “молярный объем газообразных веществ”:

1. это отношение количества вещества к его объему;

2. отношение объема газообразного вещества к его количеству;

3. объем одной молекулы газообразного вещества.

ВРЕМЯ РАБОТЫ - 3 мин.

Фронтальная работа в классе

УЭ4 Цель: научиться определять число структурных частиц вещества взвешиванием.

Оборудование и реактивы: весы с разновесами, ложка, железный гвоздь, порошок мела.

Проблема: можно ли сосчитать число структурных единиц веществ взвешиванием?

- Внимательно изучи инструкцию:

1. Положите железный гвоздь на одну чашку весов.

2. Уравновесьте гвоздь разновесами.

3. Запишите значение массы гвоздя в таблицу.

4. Снимите разновесы с чашки весов.

5. Насыпьте порошок мела на свободную чашку весов до равновесия.

6. Запишите массу мела в таблицу.

7. Рассчитайте количество вещества атомов железа в гвозде и карбоната кальция СаСО3 в порошке мела.

8. Вычислите число структурных частиц железа и карбоната кальция.

9. Заполните таблицу.

10. Найти произведение числа структурных частиц железа и мела.

11. Найти частное от деления числа структурных частиц железа и мела.

12. Найти сумму числа структурных частиц железа и мела.

13. Приведите в порядок рабочее место.

ВРЕМЯ РАБОТЫ - 12 мин.

 

Работа в парах.

Заполнение учащимися таблицы в РАБОЧЕЙ КАРТЕ УЧАЩЕГОСЯ по ходу выполнения экспериментальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют результаты опытов, выделяют главное, выполняют расчеты.

УЭ5 Цель: установить факт достижения цели урока и зафиксировать конечный результат.

1. Подведите подсчет баллов в рабочей карте урока.

2. Выберите в Рабочей карте предложение, соответствующее Вашему уровню знаний и умений.

Спасибо за работу на уроке!

ВРЕМЯ РАБОТЫ - 2 мин.

Подсчет баллов и выставление отметки по каждому предмету в РАБОЧЕЙ КАРТЕ УЧАЩЕГОСЯ

Приложение