Интегрированный урок (литературное чтение + изобразительное искусство) на тему «Знакомство с творчеством В. Катаева. Портрет Вани Солнцева». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить обучающихся с произведениями о детях войны; воспитание любви к Родине, патриотизма.

Задачи:

  • Продолжить знакомить детей с творчеством В. П. Катаева.
  • Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.
  • Учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст.
  • Развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему, жанр.
  • Учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению.
  • Продолжить знакомство с жанром портрета, с изображением человека.
  • Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
  • Развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус, осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история).
  • Раскрыть роль искусства в воспитании мужества и героизма.
  • Совершенствование навыков работы с красками.

Оборудование:

  • Учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс;
  • Рабочая тетрадь Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть;
  • Отрывок из кинофильма режиссера Пронина В. «Сын полка», 1946 г.
  • Отрывок из кинофильма режиссера Кузнецова Г. «Сын полка», 1981 г.
  • Мультимедиа система (компьютер, проектор), презентация, DVD диски с фильмами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

–  Прочитайте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд 1).
– Как вы понимаете эти слова?

II. Актуализация знаний. Беседа (слайд 2).

– Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет?
– Разные народы в разное время воспевали мужество и героизм. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Сегодня мы продолжаем знакомство с произведением Валентина Петровича Катаева «Сын полка».

3. Основной этап урока

– Каждый внимательный читатель при знакомстве с литературным произведением открывает для себя много нового, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей Родины. 
– По жанру это произведение – повесть.
– Чем повесть отличается от рассказа?
– Кто главный герой этого произведения?
– Как жил Ваня Солнцев до встречи с разведчиками? (найдите в тексте).
– Откройте тетрадь на стр. 51.
– Прочитайте, как описывает Валентин Петрович мальчика. (Тетрадь стр. 51, задание №2).
– Найдите в первом задании, с кем сравнивает себя Ваня, как вы думаете почему?
– Режиссер-постановщик Василий Пронин в 1946 году снял фильм по произведению Катаева «Сын полка». Давайте посмотрим первую встречу разведчиков и Вани. (Отрывок из фильма).
– Каким увидели Ваню разведчики? Опишите мальчика.
– Какие еще значимые события произошли в жизни Вани после встречи с разведчиками?
– По дороге обратно, к разведчикам, с мальчиком произошло событие, которое повлияло на всю его дальнейшую жизнь.
– Посмотрим, как режиссер Георгий Кузнецов изобразил это событие.
(отрывок из фильма).
– Удалось ли ефрейтору Биденко выполнить приказ?
– Почему Ваня вызывает у Биденко уважение?
– Какие у вас возникают чувства к Ване, почему?
– Какой разный получился Ваня у Катаева, Пронина и Кузнецова, но есть   что-то общее, захватывающее. Как вы думаете, что?
– Почему повесть озаглавлена «Сын полка»?

4. Физминутка

5. Анализ предстоящей работы. (Изобразительное искусство)

– Да, трудное время ВОв.  И взрослые, и дети сражались за свою Родину. Они воевали не только в частях Красной Армии, но и в партизанских отрядах. Многие из них погибли, некоторые ещё живы. Авторы художественных, литературных произведений, кинофильмов стараются донести до нас информацию о тех тяжёлых временах, чтобы мы помнили их, знали людей, отдавших свою жизнь за наше светлое будущее, и не допустили бы повторения войны.  Их имена мы должны помнить.
– К какому виду искусства мы отнесём эти работы? (слайд 3). (Портреты)
– Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей.
Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего сходства, художник стремится в портрете показать характер человека, его духовный мир, индивидуальные особенности, и старается свои впечатления передать на бумаге, холсте, в камне.
– Вы посмотрели портреты пионеров – героев.
– Кто такие пионеры – герои?
(Чтение отрывка из книги серии  «Пионеры – герои»). В чём подвиг пионера?
Писатели при помощи слов, литературным языком дают нам представление о людях, которые жили несколько десятков лет назад. А художники, какие средства изобразительного искусства используют в своих работах?
– Сегодня мы будем рисовать портрет Вани Солнцева. Мы видели уже два портрета Вани: один словесный в повести, другой кинематографический в художественном фильме. А сейчас вы попробуете нарисовать своего Ваню, каким представляете его вы. Попытайтесь вспомнить особенности характера Вани, его внутренние переживания и показать это в портрете.

6. Планирование работы

Давайте вспомним, какие пропорции имеет человеческое лицо.

Этапы выполнения рисунка. (схема) (слайд 4)

  • Определим, где будет располагаться лицо.
  • Рисуем голову – овальной формы. Каким свойством обладает лицо? Проводим линию симметрии.
  • Лицо делим на три части горизонтальными линиями. (Размеры)
  • Брови образуются дугообразными линиями, в середине глаза.
  • Рисуем нос – посередине. Начало носа переносица идет от бровей. Форма носа у всех людей разная.
  • Рисование рта – ниже носа, ниже 2-ой полосы.
  • Прорисовка деталей лица. По сторонам, на уровне носа располагаются уши.

– Не забывайте, что каждый художник по-своему видит и воспринимает людей. Постарайтесь выразить в своей работе отношение к Ване.
– Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник. Как он сам относится к герою.

7. Самостоятельная работа (выполнение портрета Вани).

8. Итоги урока

Выставка рисунков.

– Мы видим молодые лица, а сейчас это уже пожилые люди, которые вспоминают прошлое, думают о настоящем и с надеждой смотрят в будущее. (Слайд 5 со стихотворением о ветеранах). Наша задача помнить о подвиге этих людей. И стараться сохранить мирное небо над головой будущего поколения.