Повторение и обобщение материала по теме «Глагол». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (988,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить знания по теме “Глагол”.

Задачи:

образовательные:

  • повторить орфограммы по теме “Глагол”;
  • повторить морфемный и морфологический разборы глаголов;
  • повторить, что такое текст, виды связи предложений в тексте;
  • закрепить умение анализировать текст, находить эпитеты, олицетворения, сравнения;

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать речь учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме “Глагол”.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • практическая работа.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер,.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

1.Сегодня мы повторим все, что изучили по теме “Глагол”. Вспомним, к какой части речи относится глагол, что обозначает и на какие вопросы отвечает. Учитель открывает тест. (Учащиеся письменно отвечают на вопросы).

Слайд 2.

Задание. Вспомните, что вы знаете о глаголе, отметьте правильные утверждения.

1.Глагол – самостоятельная часть речи.

2.Глагол – служебная часть речи.

3.Начальная форма глагола – инфинитив.

4.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?

5.Глагол обозначает действие.

6.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

7.Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола.

8.В старославянском языке глаголом называли слово, речь.

Слайд 3.

Ответ: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и выставляют оценки по критерию, который выведен на слайде.

Слайд 4.

2.Учитель открывает текст, стихотворение А.Н. Плещеева “Осень”.

Задание. Слова какой части речи пропущены в стихотворении? Восстановите текст, пользуясь справкой.

Справка: наступила, высохли, глядят, вянет, желтеет, зеленеет, блестит, воет, моросит, зашумели, улетели.

Осень _______________,
_______________цвет,
И ____________ уныло
Голые кусты.
_____________ и ______________
Травка на лугах.
Только __________________
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не _____________.
Ветер в поле _______________,
Дождик ________________.
Воды ___________________
Быстрого ручья.
Птички _________________
В теплые края.

Слайд 5.

Вставляем в стихотворение пропущенные глаголы и доказываем значимость глаголов: без глаголов в речи не обойтись. (Вывод. Глагол показывает движение мысли).

3. Индивидуальная работа. Учитель выдает учащимся индивидуальные карточки. (Четверо учеников выполняют работу по карточкам).

Карточка № 1. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Совет...вать, придум...вать, гор...вать, покрик...вать, засе...л, кле...л, услыш...л, увид...ш(?)ся, спряч(?)тесь, читаеш(?), (не)здоровится, птички щебеч...т дремл...т камыш, осыпа...т(?)ся листья, дыш...тся легко, ветер стон...т, туман стел...т(?)ся.

Карточка № 2. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Участв...вать, ноч...вать, испыт...вать, воспит..вать, та...л, завис...л, обреж(?)те, (не)измаж(?)ся, береч(?), (не)годовать, слыш...т(?)ся гром, кузнечик стрекоч..т, они бор...т(?)ся, ручей ропщ...т, пове...т ветры, кле...т обои, бре...т бороду.

III. Проверить знание орфограмм по теме “Глагол”. “Своя игра”.

Три ученика отвечают устно, выбирая вопросы из таблицы, остальные в тетради под выбранным номером записывают примеры на данную орфограмму. (Оценить ответы трех учащихся).

Слайд 6.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Вопросы к игре.

1. Гласные в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-). Суффикс –ва.

2. Гласные перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.

3. Суффикс -И- в глаголах повелительного наклонения. Как отличить глагол повелительного наклонения 2 лица, множественного числа с суффиксам -И- от глагола изъявительного наклонения, настоящего и будущего времени 2 лица, множественного числа с окончаниями -ети, -ити?

4. Как определить вид глагола?

5. Буква мягкий знак после согласных в глаголах повелительного наклонения. Буква мягкий знак после шипящих на конце глагола.

6. Правописание -ться и -тся в глаголах. В какой форме глагола пишется -ться? В какой форме глагола пишется -тся?

7. Как определить возвратность глагола?

8. Как образуется глагол условного наклонения? Как пишется частица бы с другими словами?

9. Как пишется НЕ с глаголом?

Слайд 7. (Чёрный квадрат).

IV. Вспомним спряжение глагола.

1. Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?

2. Как определить спряжение глагола, если окончание глагола безударное?

Учащийся отвечает правило.

3. Самостоятельная работа “Личные окончания глагола” выполняется письменно в тетради.

Слайд 8.

Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
1-й вариант 2-й вариант
завис...т от вас плохо слыш...т
поищ...м книгу рожь се...т
терп...т неудачу камыш дремл...т
бор...тся за победу ветры пове...т
дрова пил...т окно свет...тся
колёса верт...т собаки ла...т
ветер стон...т флаги колыш...тся
кузнечик стрекоч...т хозяйка хлопоч...т
ручей ропщ...т волны плещ...т
снега та...т обои кле...т
знамена ре...т тяжело дыш...т
туман стел...тся бороду бре...т
крепко держ...т утки чу...т
листья трепещ...т ветер гон...т
быстро стро...т небеса блещ...т

Слайд 9. (Чёрный квадрат).

V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Слайд 10.

VI. Анализ текста.

1. Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Наступила поз...няя осень. Плач...т ни...кое небо. Лес роня...т л...ству. (Не)слыш...тся веселого пения птиц. Пойдёш(?) в лес и диву даёш(?)ся: то там, то здесь встреча...т(?)ся грибы. Стукн...те по нему палочкой. Когда стукн...те, он будет стёклышком позван...вать.

Вдруг из(?)за серой тучки выглянул... солнышко, заискрилось все вокруг, засверкало.

Слайд 11. (Чёрный квадрат).

2. Учащийся на оценку объясняет орфограммы, класс исправляет, если это необходимо.

3. Докажите, что это текст. (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически).

4. Определите тип связи предложений в тексе. (Параллельный, последовательный).

5. Озаглавьте текст. (Например, “Поздняя осень”).

6. Определите тип речи. (Описание).

7. Определите тему текста. (Описание поздней осени).

8. Найдите в тексте олицетворение. Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ). (Плачет небо, лес роняет).

9. Найдите в тексте эпитеты. Что такое эпитет? (Эпитет – это яркое, художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет). (Низкое небо, веселого пения).

10. Найдите в тексте сравнение? Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. (Гриб стёклышком будет позванивать).

11. Игра “Найди слово”. Найдите в тексте глаголы по схемам:

Слайд 12.

Слайд 13.

Ответ: заискрилось, встречаются.

Слайд 14. (Чёрный квадрат).

12) Выполните морфологический разбор глагола наступила (осень)

Ответ:

I. Глагол, обозначает действие предмета, что сделала? Инфинитив – наступить.

II. Морфологические признаки:

1)совершенного вида;

2)невозвратное;

3) II спряжения;

4)изъявительного наклонения;

5)прошедшего времени;

6)единственного числа;

7)женского рода.

III. Сказуемое.

VII. Рефлексия. Учитель предлагает оценить свои результаты.

  • “!” - мне всё понятно, всё выполнил верно.
  • “+” - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
  • “-” - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

VIII. Комментирование домашнего задания и отметок за урок.

Слайд 15.

Домашнее задание разного уровня:

  • 1 уровень: придумать словосочетания с орфограммами по теме “Глагол”;
  • 2 уровень: придумать предложения с орфограммами по теме “Глагол”;
  • 3 уровень: написать сочинение-миниатюру на тему: “Зимний лес”, используя в сочинении орфограммы по теме “Глагол”.

Собрать тетради.