Урок изобразительного искусства по теме «Дверь, ведущая в сказку». 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Цели: учить выполнять иллюстрацию к любимой сказке, познакомить с линейной перспективой; развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию; воспитывать любовь к искусству.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: перспектива, линия горизонта, точка схода, композиция.

Наглядно-демонстрационный материал: схема, модель Сапожникова.

Оборудование: учебник, карандаши, краски, лист А2.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: узнают об элементах линейной перспективы, научаться выполнять иллюстрацию к сказке;
  • метапредметные (УУД): познавательные – научаться осуществлять поиск информации о приемах рисования открытого окна или двери; регулятивные – научаться принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы;
  • личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

План урока:

  1. Организационный момент. 3 мин.
  2. Изучение нового материала. 10 мин.
  3. Творческая практическая деятельность 22 мин.
  4. Итоги урока. Рефлексия. 10 мин.

Ход урока

Учитель приветствует учеников, делит класс на 4 группы (ребята устраиваются на своих местах), определяет руководителя группы, проверяет готовность к уроку.

- Что мы сегодня будем рисовать, вы узнаете, прослушав фрагмент стихотворения.

“Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить…”

Мы будем рисовать сказку, а точнее – иллюстрацию к сказке. А замечали ли вы когда-нибудь, ребята, что во многих сказках важную роль играет открытое окно или дверь. Через открытое окно прилетает в гости к Малышу Карлсон, который живет на крыше. Тема нашего урока “Дверь, ведущая в сказку”.

Откройте ребята учебник (стр.50), давайте рассмотрим иллюстрации художников к сказкам. Опишите композицию иллюстрации художника А. Савченко к сказке “Колобок” (ребята высказывают свое мнение). Учитель задает вопрос: “ как окно помогает художнику раскрыть сюжет сказки?” (дети дают ответ).

А теперь давайте посмотрим картину художницы Т. Яблонской “Утро” (стр.51). Расскажите, какую роль в композиции картины играет открытое окно (дети высказывают свои предположения). Подумайте, что изменилось бы, если окно было бы закрыто (дети высказывают свое мнение).

Учитель ставит проблемный вопрос “Как же нарисовать открытое окно, дверь?”. Нам поможет модель Сапожникова (демонстрация модели). Учитель раздает на каждый столик модель и просит ответить на вопрос: “какие изменения произойдут наблюдаемой створки, когда мы ее начинаем открывать?”. Ребята экспериментируют с моделью, пробуют сформулировать ответ (форма искажается).

А теперь, ребята, давайте посмотрим учебную схему, которая познакомит нас с правилами построения окна или двери в перспективе. Перспектива – это наука, которая объясняет, как нужно изображать ближние к нам предметы и дальние от нас. Первый элемент – линия горизонта (уровень наших глаз). Второй элемент – точка схода (точка, в которой будут сходится все линии контура, уходящие от меня в глубину).

Далее мы выполняем упражнение на закрепление. На доске заготовлены рисунки, на которых необходимо дорисовать открытое окно или дверь. Учитель просит четверых желающих к доске. После выполнения ребята анализируют решения.

Физкультминутка:

Спал цветок и, вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Ребята, выполните иллюстрацию к любимой сказке. Постройте композицию, в которой важную роль будет играть открытое окно или дверь. Учитель предлагает каждой группе выбрать карточку с названием сказки и ребята приступают к работе. Учитель помогает организовать работу в группах.

По завершениe работ участники из каждой группы выступают по своим композициям. Ребята высказывают свои мнения, задают вопросы.

Беседа: “что нового узнали на уроке?”, “какие трудности появлялись в процессе рисования?”, “понравилось ли вам рисовать?”

На следующий урок принести карандаши, фломастеры.