Развитие ведущих учебных умений на уроках русского языка для личностного роста ученика

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4


Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, позволяет сделать вывод, что многие из них идут из начальной школы. Поэтому ещё в начальной школе проводить работу по развитию ведущих учебных умений и предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма.

Следует заметить, что абсолютно грамотных людей не бывает. Да и знать всю русскую грамматику и орфографию невозможно. Но как же добиться орфографической грамотности? Как предупредить ошибки?

Выделяется шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения в зависимости от типа орфограммы;

4) определить шаги, ступени решения и их последовательность по алгоритму;

5) выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданиями: “вставь пропущенную букву”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу самим, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существуют особые факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. И все они должны быть задействованными:

1) Зрительный фактор.

2) Слуховой фактор.

3) Рукодвигательный фактор.

4) Проговаривание.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные-психологи доказали: стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложить он в памяти так крепко, что затем надо будет написать слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приёмы:

а) Письмо с “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный, красный), чтобы выделить трудную букву (Пр. 1).

б) Можно построить так называемые опорные схемы. Например, можно записать рассказ из трёх предложений с предварительным построением опорных схем (Пр. 2).Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Весной лес оживает. Е _ ОИЕ.

Весело щебечут птицы. ЕО _ ЕУ _ Ы.

Из берлоги выползает сонный медведь. З ЕИ ЕЕ НН ЕД.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. Это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

в) Есть и такой приём: надо учить ребёнка писать диктант. Например, Наступила зима. Учитель говорит: “наступила – приставка на, приставки но нет. Зима - безударная гласная и, проверяемая ударением - зимы. А затем даёт аналогичное предложение. Наступила осень. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее даётся предложение: Выпал пушистый снег. Дети делают уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают! Пусть ребёнок говорит про себя, но у доски. Он учится видеть, объяснять для себя эту орфограмму до того как напишет.

г) Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. Ведь цель учителя не карать, а учить, и тут все средства хороши.

д) Существует и приём неправильного письма. Так, например, даётся текст, “написанный Незнайкой”. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.(Пр. 3) этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.

е) Ещё приём, заставляющий думать над написанием6 при изучении темы “Непроизносимые согласные” можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно их подчеркнуть. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. Значит надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме.

ж) Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием”. Учитель диктует слово, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны написать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, свой выбор её написания (Пр. 4).

з) Перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроках. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даст возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

и) Хорошую обратную связь даёт и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определённое правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант (Пр. 5).

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышащего. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель, или что он сам проговаривает себе. Поэтому необходимо развивать фонетический слух. Начинать эту работу надо с первого класса. Например, при изучении темы”безударные гласные” можно проводить следующие игры:

А) “Найди опасное место”. Учитель произносить слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть “опасное место”. Если есть два безударных гласных, то есть два “опасных места”.

Б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят опасное место.

В) “Зажги маячок”. Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Вырабатываем способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет- ставлю на его место “сигнал опасности”. Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск “Опасных мест” в написанном слове - это уже начало обучения самопроверки написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут “опасные места” и отмечают их красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием (Пр.6).

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строчке, создаёт орфографический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот приём даёт неплохой результат. Такую работу нужно вести с первого класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам.. ученик называет слог и гласную в нём. Сама артикуляция в данном случае является составной частью процесса письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминаю его написания. Это своего рода “наговор”. Чаще всего это касается написания и запоминания трудных слов.

Такое многократное повторение прокручивается на уроке несколько раз и в конце концов прочно запоминается.

Овладев всеми этими приёмами ребёнок становится грамотнее, а следовательно увереннее в себе, в своих силах и возможностях. В результате чего дальнейший процесс обучения и переход в среднюю ступень проходит плавно и безболезненно.