Урок русского языка «Имя существительное – мама!» 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели: повторить способы образования слов, части речи, признаки имени существительного; работать над развитием речи обучающихся; воспитывать чувство любви к самому близкому человеку – маме.

Оборудование: оформление стенда “Мама – главное слово на свете”, песни о маме, оформление доски – таблица “Самостоятельные части речи”, заранее подготовленные детьми мини-сочинения “Моя мама” для вручения в качестве подарков мамам.

Ход урока

Звучит песня “Мама – первое слово”.

Учитель: (вступительное слово)

- Как вы думаете, почему мы пригласили наших мам в гости и начали урок с песни о маме? (ответы детей)

- Верно! В последнее воскресенье ноября в России празднуют День Матери. Хоть праздник этот еще молодой, но он постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 30 января 1998 года, он воздаёт должное материнскому труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей.

И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Говорите мамам самые нежные слова, признавайтесь им в любви, и знайте: пока у вас есть мама - вы под защитой ангела-хранителя. В ее сердце бесконечная любовь, тревога и прощение.

Сегодня мы попробуем порадовать наших мам своими знаниями по русскому языку, покажем, что мы хорошо знаем тему “Словообразование. Морфемика” и начнём повторять тему “Морфология. Части речи. Имя существительное”. А раз мы проводим урок в преддверии замечательного праздника, то и урок мы назовём “Имя существительное – мама!”.

Запись даты и темы в рабочие тетради.

Стихотворение о маме читает подготовленная ученица.

1. Итак, начинаем со словарной работы.

Задание:

От слова мама образовать новые однокоренные слова и объяснить, с помощью какого словообразовательного способа они образованы. Давайте создадим словообразовательную цепочку.

Мама – мамочка, мамуля, мамулька, мамулечка, мамины (руки), мамка – (суффиксальный способ), сделать по-маминому (приставочно-суффиксальный)...

- А как в более древние времена называли маму? (образуем слова)

Мать – матушка, Матерь (Божия), материно (сердце), материнство, материнский (капитал),

(пожалеть или пожурить) по-матерински...

- Нам встретились суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы. А какие мы ещё знаем? (приставочный, бессуффиксный, способ сложения, переход одной части речи в другую). Давайте придумаем слова, образованные этими способами, не от слова мама, но связанные с ним.

Например, в одном из ваших сочинений мы прочитали, что сын любит маму сильно-сильно. Каким способом оно образовано? (сложение слов).

- Где мы появляемся на свет? В роддоме.

- Мама – это начало рода, то есть ... родоначальница. Кто любит свою маму, тот любит и Родину.

Образуйте однокоренные слова от слова род:

Родина, народ, родной, родить, родители, родич, родственник, переродился, прародитель, родословная (ветвь) – переход одной части речи в другую (составить свою родословную).

Какие прекрасные слова мы с вами составили, придумали, вспомнили!

2. А теперь давайте обратимся к домашнему заданию. Что надо было сделать? Читаем подготовленные пословицы и поговорки о маме. (Ответы детей. Объяснение некоторых пословиц).

3. Итак, мы подошли к нашей теме “Морфология”.

- Дайте определение этого термина.

- Какие части речи мы знаем? (запись таблицы)

Самостоятельные части речи:

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

- Что такое имя существительное? (ответы детей и чтение правила на с.131)

Звучит песня “Далеко от мамы” (Под эту песню проводится физминутка).

4. Наверное, вы согласитесь со мной, что самое главное существительное – это слово мама. Послушайте, какие слова об этом написала Зоя Воскресенская:

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

- Давайте выполним синтаксический разбор: разберём первое предложение по членам (может быть, 2-ая часть предпоследнего предложения).

- А теперь я предлагаю вам самим составить предложения о мамах, которые мы разберём, дадим их характеристику. Кроме этого, найдём имена существительные и определим их склонение и падеж.

Например:

Мою маму (в.п.) зовут Мария Васильевна. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, односоставное.)

Я горжусь своей мамой! (тв.п.)

Мамочка! Я так тебя люблю! (осложнено обращением)

Дети (им.п.) с радостью (тв.п.) бегут к маме (д.п).

Звучит песня “Мама”.

5. Ребята приготовили для своих любимых мам стихи, которые сейчас прочтут. (Выразительное чтение стихов наизусть).

6. Теперь мне хочется дать задание всем присутствующим. Шестиклассники на прошлом уроке писали мини-сочинение “Моя мама”. Почему бы это же самое не сделать всем остальным. Напишите, пожалуйста, о своих мамах. (подготовлены листы для работы взрослых присутствующих).

А ученики 6 класса в это время выполнят небольшую самостоятельную работу: к существительному мама подберут прилагательные (какая?) и глаголы (что делает?) – Кто больше?

Звучит песня “Моя мама лучшая на свете”.

7. Проверка работы. Запишите д/з: п.44, № 244 (благодарность маме).

8. Подведение итогов.

Учитель: Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Любите матерей, берегите их!

Подарите свои сочинения мамам. Спасибо всем за работу!