Непроверяемые безударные гласные в корне

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • Формирование умения осознанно находить безударную гласную в корне.
  • Формирование орфографического навыка написания слов на основе этимологического анализа слов.
  • Развитие познавательных способностей детей, речи учащихся, обогащение словарного запаса.
  • Дать детям элементарные знания о зимующих птицах Якутии.
  • Приучать детей заботиться о птицах.

Оборудование урока:

Презентация “Зимующие птицы Якутии”, этимологический словарь для учащихся, орфографический словарь, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Работа у доски: (запись слов с пропуском орфограмм).

– Запишите слова с “окошком, в трудном месте пропустим букву, поставим ударение, напишите проверочное слово. (Пишут в тетради) Как называются орфограммы, которые можно проверить? (ПРОВЕРЯЕМЫЕ безударные гласные в корне). Повторить алгоритм проверки безударных гласных (слайд 2)

Л_сник - ________________ с_сна - ________________ гн-здо - _________

з_рно_______________ з-ма- _______________ к-рмушка-________

с-ница__________________.

- Все ли слова мы проверили? Почему? (Синица- НЕПРОВЕРЯЕМАЯ безударная гласная). Как быть? (посмотреть в орфографическом словаре и вставить букву)

Беседа о зимующих птицах в Якутии. (слайды 3-8)

- Кто видел синичку? Какая она? Она зимует у нас в Якутии? Все ли птицы улетают в теплые края? Каких птиц еще вы видели? Как приходится птицам зимой?

Как мы можем помочь нашим зимующим птицам?

Показать нарисованные на уроке рисования кормушки, сказать что на уроке труда мы будем делать кормушки и показать виды кормушек)

- Чем питаются птицы?

-И так вернемся к заданию. Как называются орфограммы, которые не проверяются? (Непроверяемые безударные гласные)

3. Тема урока и постановка учебной задачи.

– Как называется тема нашего урока? Непроверяемые безударные гласные в корне слова (слайд 9)

– Как правильно написать непроверяемую безударную гласную? (запомнить, посмотреть в словаре) (слайд 10 - пункт 1 и 2)

4. Выход из проблемной ситуации:

Правильно, существуют орфографические словари. Для чего нам нужны словари?

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Как быть?

Многие птицы, как мы уже знаем, названы по звуку, который они издают. Послушайте пение этой птицы. Попробуйте догадаться. О какой птице идет речь? (пение синицы)

(слайд 11). Как образовалось это слово?

Для чего нам нужны знания о происхождении слов?

– Как нам узнать, как образовались те или иные слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре.

Существуют этимологические словари. (слайд 12) Раздать словари.

– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Найдите слово синица. Прочитайте.

Что делать, чтоб правильно выбрать непроверяемую безударную гласную?

Повторить памятку.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Закрепление знаний.

А теперь попробуем сами объяснить названия некоторых птиц. (слайды с 13–20)

Работа в группах: Класс поделить по 4 уч-ся (повернуться друг другу). Раздать карточки со словом:

1 К_дровка,

2. в_рона

3. св_ристель.

4. дят_л

5. тр_согузка,

6. поп_лзень,

7. к_ропатка

- Объясните названия этих птиц. Предположите, почему они так названы? Посмотрите этимологический словарь. Выступает 1 ученик из группы.

- Запись названий птиц в тетради.

– Вставьте пропущенные орфограммы.

7. Работа по учебнику стр. 29 упражнение 20.

8. ВЫВОД:

– Для чего нам нужны знания о происхождении слов? Ответ: Правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

– Что надо сделать, чтобы правильно выбрать непроверяемую гласную в словах? Ответ: Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.

Что поможет запомнить? Ответ: Знания о происхождении слов .Эти слова являются историческими корнями. Слайд 21

9. Итог работы. Слайд 22

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Ответ: Непроверяемые безударные гласные.

– Какие новые знания мы с вами открывали? ( Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове)

– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? Необходимо посмотреть в орфографическом словаре или запомнить, как оно пишется, также знать происхождение слова, пользоваться этимологическим словарем.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Составить кроссворд по теме “Птицы”.

2. Найти информацию в словаре о любом слове с непроверяемым гласным в корне.